июль 9, 2013
В России 4 июля началась так называемая бизнес-амнистия. В течение шести месяцев от уголовного наказания могут быть освобождены (при условии полного возмещения ущерба), по разным оценкам, от 6 тыс. до 10 тыс. человек, осужденных, обвиняемых или подозреваемых в совершении экономических преступлений. Это гораздо меньше, чем хотелось бы одному из инициаторов амнистии, федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову. Но он уже заявил, что будет считать победой, если из колонии выйдет даже один предприниматель.
Колония.
Анна Зайкова
Главными инициаторами амнистии были "Деловая Россия" и Борис Титов. Изначально предложенный ими перечень состоял из почти пяти десятков статей УК РФ. В этом случае от наказания пришлось бы освободить десятки тысяч человек. Но после "отшлифовки" в различных ведомствах список сократился до 27 статей. В этом случае, по оценкам "Деловой России", под амнистию подпадают до 10 тыс. человек (те, кто впервые привлечен к уголовной ответственности и ранее не амнистирован).
В УФСИН по Алтайскому краю на прошлой неделе не смогли сообщить, какое количество осужденных, отбывающих наказание на территории региона, может быть амнистировано. По данным ФСИН России, из исправительных учреждений страны могут выйти 180 предпринимателей, еще 160 человек — из СИЗО. Кроме того, амнистия распространится на 1350 человек, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. А по сведениям МВД, прекращению подлежат 1299 уголовных дел. От ответственности могут быть освобождены 1280 предпринимателей, из них под стражей находятся только 22.
Скажем сразу, что в крае фигуранты наиболее резонансных уголовных дел под амнистию пока не подпадают. Например, . Или . Суть в том, что они проходят по "классической" статье о мошенничестве (159 УК РФ). Но она в итоговый список не вошла. Зато вошли относительно новые "бизнес-статьи" (так называемые "примы") 159.1 "Мошенничество в сфере кредитования" и 159.4 "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности". По ним к ответственности пока привлекают крайне редко. Так, Алтайский краевой суд в 2013 году рассмотрел лишь одну апелляционную жалобу, связанную с делом по статье 159.4. Железнодорожный суд Барнаула в этом году вынес по этой статье единственный приговор, как и Центральный райсуд. По статьям 159.1, 146, 196, 199, 172 и др., вошедшим список, не вынесено ни одного приговора.
Это "мертвая" амнистия. Потому что статьи, которые под нее подпадают, — "мертвые", редко применяемые.
Но самый серьезный минус, считает Чумаков, "это невключение 159-й статьи в полном объеме". "Остается ряд открытых вопросов, — говорит он. — Когда люди осуждены по 159-й еще до введения 159.4, непонятно, как с ними быть? Такая практика сейчас будет нарабатываться где-то полгода".
Кстати, бизнес-омбудсмен Титов уже предложил предпринимателям, которые проходят или осуждены по "классической" статье о мошенничестве, добиваться переквалификации на ст. 159.4. Но профессиональные адвокаты говорят об этой перспективе довольно скептически. "Следственные органы не собираются такие дела переквалифицировать, — утверждает Сергей Гурин. — Мотивируют тем, что, когда дела возбуждались, "примов" еще не было. Таким образом, многие дела по предпринимательской деятельности не подпадают под амнистию".
Адвокат Татьяна Рыжкова аналогичного мнения.
Суды неохотно идут на переквалификацию дел по 159-й статье на те, которые подпали бы под амнистию. "Дело Антипиных", мое основное дело на данный момент, например, до сих пор не переквалифицировано. Хотя защита неоднократно ставила вопрос об этом, как только в УК произошли соответствующие изменения. Ведь в данном случае отношения юрлиц и банка — это отношения, которые подпадают под статью 159.1. Я не говорю сейчас о виновности или невиновности этих людей, но если говорить о правильности квалификации дела, то тут она должна быть такой.
Есть у адвокатов и вопрос к требованию об обязательном возмещении ущерба. "Мне это условие кажется неразумным, — говорит Сергей Гурин, — к примеру, моим клиентам это сделать сложно. Клиентов, которые бы подпадали под такую амнистию, у меня нет". "Непонятно, что делать, если есть приговор, но нет гражданского иска, то есть, грубо говоря, когда потерпевшие ничего не хотят, — продолжает Виктор Чумаков. — Бывают случаи, когда потерпевшие говорят, что им не причинили ущерба, а в полиции говорят: нет, вам причинили".
"Спасибо, что хоть в таком виде амнистию приняли. Амнистии у нас не было давно. Некоторую часть населения это, наверное, порадует", — тем не менее резюмирует Татьяна Рыжкова.
Когда обсуждался перечень статей УК, подпадающих под амнистию, были предложения освобождать и тех, кто сидит за взятки, за "классическое" мошенничество. Но было решено, что такого рода преступления, по сути, к экономике отношения не имеют, а вот против личности они направлены. Поэтому эти статьи не попали в окончательный перечень.
В любом случае амнистия — это гуманный акт. Люди вернутся в семьи, смогут работать, заниматься активной экономической деятельностью. Думаю, нынешний акт должен снизить известную напряженность в предпринимательской среде.
Источник: "Российская газета".
Амнистия пройдет по следующим статьям УК РФ: