июль 16, 2013
Госдума приняла поправки в Федеральный закон "О связи", они помогут владельцам сотовых телефонов избежать ненужных им услуг и уберечь свои деньги от телефонных воров.
Сотовая связь.
Михаил Хаустов
По данным экспертов, каждый год при помощи разных уловок незаконно со счетов абонентов списывается более 10 миллиардов рублей. Тысячи абонентов, пострадавших от SМS-мошенничества, ежегодно обращаются к операторам связи или в правоохранительные органы. А если добавить к ним тех, кто по поводу пропавших со счета денег не делал никаких заявлений, речь может идти о миллионах пострадавших. Как правило, мошенники выбирают самую незащищенную и доверчивую часть населения – детей и пожилых граждан. У них далеко не всегда есть возможность получить подробную и достоверную информацию о навязанной им услуге.
Схем и способов, с помощью которых мошенники обманывают абонентов, авторы законодательной инициативы обнаружили множество: например, предлагается скачать контент, но при этом указывается цена, которая меньше реальной стоимости SMS в 10–15 раз. Или мобильные телефоны пользователей заражаются вирусами, которые без ведома владельца мобильника рассылают сообщения на платные номера. Или под именем абонента мошенники подписываются на скачивание мелодий или прогноз погоды.
Поправки, во-первых, дают подробное определение "контентных услуг" – это вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности. Сюда относится и предоставление абонентам возможности получать на пользовательское оборудование в сетях связи за плату справочную, развлекательную и иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах.
Во-вторых, теперь закон обязывает операторов связи подключать дополнительные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, только при условии создания отдельного лицевого счета, который предназначен исключительно для оплаты таких услуг, и лишь в пределах средств, находящихся на этом специальном лицевом счете. Но даже в этом случае, прежде чем оказывать дополнительную услугу, оператор должен получить согласие абонента и достоверно установить, что это именно его, абонента, волеизъявление. Но еще до получения согласия на оказание дополнительной услуги оператор связи должен проинформировать абонента о тарифах и содержании той услуги, которая ему предлагается, а также сообщить, кто именно ее предоставляет и с какого лицевого счета она будет оплачена.
Если эти условия не будут соблюдены, то контент-услуги, согласно закону, оплате не подлежат. А ответственность перед абонентами за нарушение законных требований по подключению и предоставлению дополнительных услуг связи несут операторы. Правда, какой именно будет эта ответственность, в принятых поправках не уточняется.