"Компьютер не заменит чутье и опыт". Владимир Филатов рассказал о ретроспективе графического дизайна на Алтае

июль 17, 2013

Трудно представить дизайнера, который обходится без помощи Интернета, графических редакторов и гаджетов и планомерно выдает заказчику нужный продукт. Но дизайнер Владимир Филатов начинал работать именно так. Он был одним из тех, кто 20 лет назад развил с нуля сферу графического дизайна в Барнауле, создав одного из первых игроков этого рынка — студию "Дарт". О Филатове с неизменным уважением отзываются все местные специалисты, разбирающиеся в дизайне. Его студия пережила разные времена, в частности расцвет цифрового века. О том, с чего все начиналось и во что вылилось, рассказал руководитель "Дарта".

Владимир Филатов, руководитель студии "Дарт".
Олег Богданов

— Владимир Николаевич, это правда, что всю жизнь вы не зарабатывали ничем, кроме рисования?

— Да, уже лет 40 я занимаюсь только этим. Начинал лет в 16, учеником художника на заводе, художником-оформителем в Горпромторге. Потом армия, институт. Затем работал на заводе механических прессов инженером-конструктором около года. Потом директор завода предложил создать и возглавить бюро дизайна на заводе. Я с радостью согласился.

— Бюро дизайна на заводе прессов — звучит странно. Нравилось?

— Да, было интересно! Мы занимались промышленным дизайном, производственной средой — участвовали в проектировании прессов. Хотя ни компьютеров, ничего такого не было, у нас был очень передовой завод в то время. Там большое внимание уделялось художественному конструированию, эстетике производственной среды.

— Некоторые вас называют "отцом барнаульского дизайна". В частности, потому, что вы были одним из его основателей и якобы все хорошие местные дизайнеры прошли через вашу студию...

— Да не все, конечно. Но многие. Вот что шелкографию впервые в город привнес я 20 лет назад — это да, так что многие мастера-шелкографы, которые есть в городе, мои ученики в той или иной мере, это факт. На начальном этапе это довольно простая технология, позволяющая получать многоцветный отпечаток. Она стала мне интересна, вот я и занялся.

— Почему год назад закрыли этот цех?

— Направление для меня себя исчерпало. Кризис жанра. Очень уж хлопотно, затратно, а спрос невелик. Кроме того, появились новое оборудование, новые технологии для коротких тиражей. А шелкография — это скорее искусство печати, а не бизнес.

Визитка из открытки

— Как вы решили создать дизайн-студию в то время, когда ни о чем таком в крае почти не слышали?

— В начале 90-х я открыл ИП и начал работать один. Потом стал помогать своим коллегам — художникам-оформителям, оставшимся без работы. Приглашал их к себе, ведь была безработица. Вначале очень сложно было создать нормальную ценовую политику. У меня основное направление было не реклама, а графический дизайн — разработка товарных знаков и фирменных стилей. Хотя брались за любые задачи. Даже не помню, как искал первых клиентов... Клиенты появлялись сами. Одним из первых был "Институт маслосыроделия". Там мне очень повезло с заказчиками — люди были умные. За разработку товарного знака я тогда получил 600 рублей. Но клиент, подписывая платежный документ, сказал, что деньги потрачены не зря...

У меня была мечта — заниматься графическим дизайном. В конце 90-х в моей дизайн-студии работало человек 10. Мы тогда занимались всем: шелкографией, графическим дизайном и наружной рекламой. В студии были замечательные, интересные люди. Но потом она сильно сократилась: кто-то захотел уйти "на вольные хлеба". Но "Дарт" остался и работает.

— 20 лет вашей практики пришлись на "цифровую революцию" в России. Как она изменила вашу работу?

— Появилось множество новых инструментов, которые пришлось осваивать. Первый компьютер я купил как раз 20 лет назад. Домой его привез и даже не знал, как включить. Ничего, потом как-то учился. Но и сейчас, честно говоря, в достойной мере не умею работать в графических программах. А компьютеры как инструмент, конечно, очень упрощают работу. Но не заменяют художественное чутье и опыт.

— Можете привести пример того, как упростилась работа?

— В 90-е годы довелось как-то сделать визитку для Баварина. Тогда ведь не продавалось ни бумаги нормальной, ни красок. Я еду в "Магазин политической книги". Покупаю открытки с Карлом Марксом за три копейки штука. Маркса я отрезаю, а на чистой стороне делаю визитку. Для этого покупаю немецкий журнал с отличным шрифтом. И вырезаю по буковкам фамилию "Баварин" и другие нужные слова. Потом наклеиваю их, белильцами замазываю стыки. Чего-то не хватает? Берешь тушь и рисуешь значок какой-нибудь. Потом фотографируешь — и можно печатать. Сейчас, конечно, этот процесс в целом намного проще.

— Сейчас ваше творчество носит исключительно прикладной характер или вы занимаетесь также каким-то видом творчества вне студии?

— Исключительно прикладной, сил ни на что другое не остается. Кроме того, я же не художник. Хотя рисунком очень плотно и долгое время занимался. Вообще, дизайнер не может не уметь рисовать.

Только алтайские

— Многие алтайские дизайнеры и другие специалисты интеллектуального труда высокого уровня ищут клиентов в столицах и за рубежом. Среди ваших заказчиков только алтайские компании. Почему?

— Потому что я живу здесь. Ну и не умею я организовывать и вести такие вот вещи, не знаю английского, да и возраст не тот. Плюс сам я довольно неуверенный в себе человек. Я до сих пор каждый раз боюсь браться за ту или иную работу, боюсь, что не справлюсь, не оправдаю ожиданий заказчика. Но почти всегда справляюсь.

— Однако опыт сотрудничества с холдингом "Нестле" у вас все же был.

— Да, с "Нестле" однажды работали, когда этот холдинг владел алтайской кондитерской фабрикой. Заказчик как заказчик, только грамотный. Мы разработали для них оформление больше сотни оберток для конфет, коробки для подарочных наборов. Разработали товарный знак. Фабрикой года два тогда руководил человек по имени Роберт Патис, он здесь жил и работал пару лет.

— Сработались с ним?

— Очень интересный дядька. Был вице-президентом компании по странам Восточной Европы и России и считал, что для продвижения продукции нужно искать местных специалистов. В нем была хорошая черта: он знал, что хотел, и разбирался в дизайне. Ему никогда ничего не надо было объяснять, он сразу все понимал сам. Один раз даже в шутку предложил взятку своим менеджерам, чтобы они перестали придираться почем зря к дизайну фантиков. Это редкость, конечно, хотя и такое бывает.

— Судя по большинству улиц Барнаула, хороший дизайн в наружной рекламе и городском пространстве в целом у нас не слишком востребован — во всяком случае, не в приоритете по сравнению с другими проблемами. В чем тут причина?

— Дело не в невостребованности. Освоение рекламного бюджета — фантастически нелепая и безвкусная фигня по содержанию и по форме. Более насущные, инфраструктурные, задачи тоже связаны с дизайном. Вот площадка детская в этом дворе — что это, инфраструктура? Да. А ее явно проектировали какие-то дизайнеры. Я ходил, проверял: дети на ней не поранятся, занозу не посадят.

Работаем со всеми

— Когда логотип на 75-летие края отдали на откуп студентам и для алтайских товаропроизводителей придумали знак "Золотой Алтай" — возмущение профессиональных дизайнеров по этому поводу игнорировали. Вы как-то сотрудничаете с властью?

— Нам все равно, с кем работать. Работаем и с краевой администрацией, когда к нам обращаются. Логотип на 75-летие плохой, конечно, "Золотой Алтай" — чудовищный. То, что отдали студентам, — не страшно, пусть тренируются. Но не это главное. На 80-летие будет не лучше. Такова тенденция по всей стране. Вот такой "брендинг-ребрендинг". Только посмотрите, что делается с модным сейчас "логостроительством" регионов.

— Недавно на "круглом столе" участников рынка наружной рекламы и представителей вузов, которые выпускают для них специалистов, первые высказались так: нам не нужны звезды, нам нужны сотрудники, которые будут выполнять работу средне, но без сбоев. В вашей сфере звезды нужны?

— Конечно. Такое отношению к людям — крепостничество, а рынку наружной рекламы нужно освоение бюджетов. Люди, выполняющие работу средне, средне и оплачиваются, вот и все. Если звезда появится, то как-нибудь обойдется без компаний с такими предложениями, а этим компаниям и без звезд хорошо. Но и выпускникам путать профессии дизайнера и художника нельзя. Художник — самовыражение, дизайнер — на службе.

— Ведете блог или страницу в соцсетях?

— Зарегистрирован на "Фейсбуке".

— Какая оценка была в школе по алгебре?

— Тройка. Ближе к двойке.

— В какое время суток лучше работается?

— Днем.

— Вещь, которая почему-либо имеет для вас значение?

— Аутентичная копия нагана. Как обычный наган, только игрушечный.

Досье

Владимир Николаевич Филатов родился 20 сентября 1957 года в Бийске. Окончил АлтГТУ, факультет технологий машиностроения, в 1983 году. В 1991 году открыл дизайн-студию "Дарт" — одну из первых в крае. Среди клиентов студии "Сибсоцбанк", "Зернобанк", "Алтай-Селигор" и другие алтайские фирмы.

Женат, вырастил двоих детей, воспитывает внука. Увлечений, кроме работы, нет.

Факт

Сейчас в студии "Дарт" постоянно работают два человека.

Клиенты-земляки