июль 17, 2013
Турецкий суд приговорил к условному сроку жителя города Барнаула. Леонид Герасимов осужден за попытку вывезти из страны сувенирный камень. Сейчас турецкие власти совместно с туркомпанией решают вопрос о возвращении Герасимова в Россию через Москву. Задержан Леонид Герасимов был еще 25 июня в аэропорту Антальи на линии таможенного контроля, когда он с женой и пятилетней дочерью после отдыха в Турции отправлялся домой в Барнаул. В его багаже был обнаружен камень.
17 июля в адрес уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Бориса Ларина поступило уведомление Генерального консула России в Анталье о результатах судебного рассмотрения уголовного дела в отношении Леонида Герасимова о попытке вывоза из Турции предмета, представляющего историко-археологическую и культурную ценность. В тексте письма сообщается о том, что суд принял решение назначить Леониду Герасимову наказание в виде лишения свободы сроком 1 год 4 месяца 20 дней условно, а также наложить штраф в размере 1320 турецких лир (по курсу ЦБ на 17 июля за 1 лира стоит 16,835 рубля, т.е. штраф в составит 22222,2 рубля). Штраф суд выписал тоже условно. Из зала суда российский гражданин был доставлен в тюрьму для получения документов об освобождении и личных вещей, сообщает официальный сайт края.
– Мы приобрели этот камень, похожий на булыжник, в Сиде на турецком базаре, в сувенирной лавке, – рассказала сразу же после случившегося Алена Герасимова. – Магнитики взяли, тарелочки и этот сувенир, оцененный в десять долларов. Таможенники сначала сказали, что мужа отпустят на следующее утро. Меня с дочерью и тремя чемоданами отправили домой, предупредив, что я должна буду выслать для Леонида деньги на обратный билет.
Прилетев домой, Алена первым делом обратилась в турагентство "Марина Турс", где они с мужем приобретали путевку. В агентстве удивились ситуации и дали телефон консульства. В консульстве РФ в Анталье Алене Герасимовой сообщили, что ее мужа задержали на неделю до разбирательства и посоветовали нанять русскоязычного адвоката, предложив несколько телефонов. В электронном письме, которое Алена вскоре получила из консульства, говорилось уже, что ее супруг задержан при попытке вывоза предмета, представляющего культурно-историческую ценность для Турецкой Республики. Сообщалось также, что Леонид Герасимов содержится в пенитенциарном учреждении Антальи.
Адвокат, с которым связалась Алена с подачи консульства, запросил 5 000 долларов за услуги, потом эта сумма была уменьшена до 2 500 долларов..
После встречи в тюрьме с Герасимовым представители консульства сообщили, что задержанный россиянин наотрез отказывается от услуг частного адвоката.
– Для нас это огромные деньги, муж мой обычный специалист, я домохозяйка, мы выплачиваем ипотеку, на путевку в Турцию копили целый год, – поясняла Алена. – Кроме этого, друзья-юристы, просмотревшие договор, который был прислан от этого адвоката, нашли в нем ошибки. Позднее выяснилось, что девушка, приславшая письмо, оказалась учительницей, а не юристом.
Супруга Леонида Герасимова долгое время недоступна для комментариев. По словам ее сестры Елизаветы Семеновой, Алена была на грани нервного срыва.
– Леониду разрешали связываться с родственниками по телефону только по понедельникам. В последний раз связь прервалась через полминуты, – рассказала Елизавета. – Насколько я знаю, в камере, где он находился, страшная жара, на 28 человек – 20 кроватей. Ему не разрешили передать туда даже майки, сказали, надо делать запрос через консульство. Когда он звонил первый раз, говорил, что самочувствие хорошее, потом сам впал в депрессию. Леня очень любит жену и дочку и сильно по ним тосковал.
Министерство туризма Турции отказалось от официальных комментариев, объясняя это тем, что дело передано в суд и, таким образом, выходит из области их компетенции.
Неофициальные источники в турецкой полиции утверждали, что ситуация сложная и, возможно, неблагоприятная для Леонида Герасимова. С большой долей вероятности он оказался вовлечен в групповое преступление. Обычно в подобных случаях при отсутствии определенного умысла задержанных отпускают самое позднее через три дня. Мало того, что его держали под стражей, еще и не допускали к информации о деталях происходящего. Информацию даже сотрудникам полиции готовы были дать только при условии обоснования причины интереса и подтверждения личности интересующегося.
В Генконсульстве РФ в Анталье все же надеялись, что, "поскольку злого умысла в действиях Леонида Герасимова не было, судья назначит ему условное наказание с последующей депортацией" – об этом сообщалось на интернет-адресе "горячей линии" консульства.
По словам супругов Герасимовых, ни представители турагентства, ни гид в Турции ни словом не обмолвились о том, что из этой страны нельзя вывозить камни.
Менеджер турагентства "Марина Турс", бронировавший путевку для семьи Герасимовых через фирму Coral Travel, в свою очередь уверяет:
– Устно туристам всегда говорится о том, что Турция очень строго относится к историческим артефактам. Мне сообщили, что и гиды всегда сообщают о подводных камнях.
В агентстве также подчеркнули, что всем туристам выдается стандартная памятка, в которой говорится и о том, что можно и что нельзя вывозить из Турции. Однако в памятке, размещенной на сайтах туристических агентств, нет ни слова о том, что из этой страны опасно вывозить камни в виде сувениров. Более того, представители барнаульских турагентств, с которыми созванивался корреспондент в первый день после ареста Леонида, удивлялись истории, случившейся с нашим земляком, и говорили: "Такого раньше не было".
Между тем, по данным турецких правоохранительных органов, в стране ежегодно заводят около 10–15 дел в отношении туристов, пытающихся вывезти с собой из республики камни, признанные властями культурной и исторической ценностью.
"После случая с барнаульским туристом принято решение разместить предупреждающие вывески о запрете вывоза исторических ценностей и на русском языке. До этого они были написаны только на турецком и английском языках", – сообщает РИА "Новости".
– Следует отметить очень широкое определение объектов культурного и исторического наследия в Турции, а также жесткие законы, связанные с наказанием за их контрабанду, – пояснили сотрудники юридического факультета университета Анкары. – Под определение объектов культурного наследия попадают все предметы, находящиеся на земле, под землей и под водой, относящиеся к доисторическим и историческим эпохам и имеющие отношение к культуре, религии и искусству.
К ним относятся любые природные, геологические, антропологические, археологические объекты, а также предметы искусства, относящиеся к доисторическим либо историческим эпохам и имеющие какие-либо социальные, культурные, технические и любые другие научно обоснованные признаки, отражающие особенности данной эпохи. Сюда входят все виды окаменелостей животных и растений, человеческие останки, кремень, вулканический камень, любые объекты из кости, керамики и фарфора, скульптуры, фигурки, таблички, режущие объекты, оружие для обороны и нападения, иконы, вещи из стекла, украшения, камни из перстней, серьги, иглы, подвески, печати, браслеты, маски, кожа, ткань, папирус и т. д., а также фрагменты фарфора, почвы, древесины, ткани и им подобные подлежащие к транспортировке объекты и их фрагменты.
К этой же категории относятся фрагменты непригодных для транспортировки природных и культурных объектов (например, осыпавшиеся со стен храмов фрагменты мозаики и любые другие фрагменты построек и т. д.).
Согласно ст. 32 закона об охране объектов культурного и исторического наследия № 2863 от 23.07.1983 с последующими поправками все вышеперечисленные природные и культурные объекты запрещены для вывоза за пределы Турции за исключением временного вывоза с целью экспонирования при условии получения специального разрешения.
Согласно ст. 68, нарушение ст. 32 карается строгим тюремным заключением от пяти до двенадцати лет и денежным штрафом.
Смягчающим обстоятельством при вынесении приговора по закону может являться ситуация, при которой объект, представляющий культурную и историческую ценность, не был вывезен за пределы страны. Такое действие расценивается как попытка контрабанды, при этом сроки приговора рассматриваются в каждом отдельном случае.
Во многих странах трепетно относятся к археологическим памятникам. Такая политика внимания к артефактам давняя. Если там миллионы туристов увезут по обломку, ничего не останется. На Акрополе в Греции более гибко поступают. Там каждый день завозят несколько грузовиков обломков мрамора специально, чтобы туристы их воровали и думали, что увезли кусочек.
Российский турист Сергей Брайко получил 1 год и 15 дней условно за контрабанду исторических ценностей. В его багаже был обнаружен кусок мрамора. Турецкие эксперты установили, что найденный камень принадлежит к эллинистической эпохе.
Изначально суд вынес решение о лишении его свободы на срок 5 лет. Однако в связи с тем, что мрамор не покинул пределов страны, было принято решение смягчить наказание.
Джейсон Демент, возвращавшийся со своей женой домой в США после недельного отдыха в Анталье, был ошарашен арестом, который последовал после того, как у него обнаружили целый мешок камней, которые он собирал "на память" на пляже. Джейсону грозит до 12 лет лишения свободы.
В марте в Турции был осужден на год и 15 суток условного заключения шеф полиции Швейцарского кантона, который с семьей проводил в Турции отпуск. В его багаже нашли камень, который он, по его словам, подобрал на обочине дороги. Археологическая ценность камня была подтверждена только после третьей экспертизы. Согласно результатам он являлся частью древнеримской колонны.
После скандала с Леонидом Герасимовым в барнаульских турагентствах усиленно повторяют туристам: "Не отщипывайте камни".
Редакция благодарит Татьяну Можаеву, лектора и исследователя Средневосточного технического университета города Анкары за помощь в подготовке материала.