июль 23, 2013
Многие ведомства регионального уровня в Алтайском крае подолгу остаются без официального руководителя: заместителя начальника назначают исполняющим обязанности, и он работает в этом статусе длительное время, часто — больше года. Такие паузы уже стали частью "фирменного стиля" руководства главы региона Александра Карлина.
Здание администрации Алтайского края.
Михаил Хаустов
На сегодняшний день не назначены руководители в пяти краевых управлениях: по строительству и архитектуре, по жилищно-коммунальному хозяйству, по труду и занятости населения, природных ресурсов и охраны окружающей среды и управление ветеринарии. Трое из пяти работают с приставкой и.о. относительно (по губернаторским меркам) недавно: Андрей Голубцов исполняет обязанности начальника управления ЖКХ с января 2013 года, Надежда Толокольникова — и.о. руководителя управления по труду и занятости населения с марта, а Анатолий Высочин — и.о. начальника управления ветеринарии с апреля этого года. Андрей Геттих исполняет обязанности начальника управления по строительству и архитектуре с июля 2012 года, а Сергей Авцинов был назначен и.о. начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды еще в августе 2011 года. Никто из них пока не избавлен от статуса исполняющего обязанности, хотя все в полном объеме выполняют функции и несут ответственность руководителя управления. В администрации края на вопрос, почему так долго не назначаются руководители управлений, ответили коротко: "Губернатор Алтайского края не принял решение".
"Это еще "пригладили" ситуацию: полгода назад исполняющих обязанности начальников различных ведомств у нас было 14! — делится на условиях анонимности один из сотрудников
администрации края. — Это у губернатора политика такая, держать человека "на крючке": тот старается, из кожи лезет вон, потому что вместо него якобы готовят кого-то
другого".
"Карлин долго присматривается к кадрам, но и расстается с ними тяжело: если он доверяет человеку, то доверяет. Но чтобы проверить, назначает не испытательный срок в три месяца, а дает масштабный
проект со стратегическими целями и по итогам принимает решение", — не согласен другой чиновник.
"Раньше такого не было, — вспоминает экс-спикер краевого парламента Александр Назарчук. — Это нехорошая практика, когда структура работает, а человека, руководящего и отвечающего за ее работу, годами не назначают. Кадры надо тщательно подбирать и готовить заранее, на любой пост должна быть готова замена. Надо назначать руководителя комитета или управления с испытательным сроком. Не получилось — уволить. А что такое "исполняющий обязанности"? Человек чувствует себя неуверенно, не работает на перспективу, а "отбывает". Коллектив тоже относится соответственно, и это влияет на работу ведомства в целом".
Впрочем, представители отрасли не всегда обеспокоены отсутствием официально назначенного руководителя в профильном ведомстве. "Вопрос о руководителе строительного управления губернатору задавали не раз, конкретного ответа нет. Но, если честно, это назначение сейчас мало кого волнует. Решения по всем ключевым вопросам принимает губернатор, фигура начальника управления в таких условиях достаточно номинальная", — поделился мнением один из представителей строительной отрасли.
"Наличие руководителя в управлении по ЖКХ для нас важно: есть такие вопросы, например поправки к закону, которые можно решить только с руководителем. А назначен он официально или работает в качестве исполняющего обязанности, принципиально дела не меняет: вопрос в компетентности каждого конкретного человека. Бывает, что и.о. даже более внимательно относится к своей работе, потому что у него впереди назначение. В случае с Голубцовым, мне кажется, его квалификация пока недостаточна для того, чтобы возглавлять управление. Может быть, его не назначают, потому что подбирают более компетентного человека на эту должность", — считает депутат АКЗС Людмила Суслова (во фракции справедливороссов она курирует вопросы ЖКХ).
Большинство из исполняющих обязанности начальников внесены в список кадрового резерва на те должности, где они исполняют обязанности. По словам Андрея Ляпунова, руководителя комитета информационной политики администрации края, "нахождение госслужащего в списке резерва дает ему первоочередное право на замещение вакантной должности, однако окончательное решение за губернатором". Чаще всего резервистов и назначают: так, в 2012 и 2013 годах из кадрового резерва были назначены на руководящие посты Татьяна Зеленина (управление пищевой и перерабатывающей промышленности), Юрий Захаров (управление по туризму), Евгений Батурин (управление охотничьего хозяйства), Елена Безрукова (управление по культуре и архивному делу), Алексей Тютюнник (управление имущественных отношений) и др. Но бывают и исключения: например, Даниил Бессарабов, значившийся в кадровом резерве как претендент на должность "политического" вице-губернатора, был назначен курировать социальный блок.
Несмотря на список резервистов, губернатор охотно пользуется возможностью держать чиновников с приставкой и. о.: законодательство не ограничивает сроки исполнения обязанностей должностным лицом, и человек может работать с приставкой и. о. сколько угодно.
Решения о назначении того или иного руководителя, по словам анонимного собеседника "ВД", губернатор принимает единолично, но на кадровую политику влияют и вице-губернаторы: Александр Карлин советуется с заместителями, прислушивается к их мнению и оценкам. "Окончательное решение всегда остается за губернатором, потому что он — наниматель", – объясняют в администрации края.
"Здесь работают личностные особенности самого губернатора и номенклатурный принцип подбора кадров, — рассуждает руководитель "Школы реальной политики" Константин Емешин. — Кадровый резерв — это формальность, которая нужна руководителю кадрового департамента. В действующей системе управления нет целевого подхода: людей подбирают не для выполнения поставленных целей и задач, а по принципу личной преданности, и на каждого лежит досье, сотрудники докладывают друг о друге, информацию предоставляют налоговая, следственный комитет... В результате накапливаются характеристики, многочисленные и противоречивые, и губернатору бывает сложно принять решение. Но такая ситуация для него, как для начальника, очень удобна: все они не могут чувствовать себя полноценными руководителями, они просто послушные исполнители".
За последние несколько месяцев от приставки и. о. избавились начальник управления по культуре Елена Безрукова, начальник Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности Ирина Долгова, начальник Главного управления имущественных отношений Алексей Тютюнник, руководитель государственной инспекции края Александр Урбах и другие.
Интересная ситуация произошла с Алексеем Тютюнником. В ноябре 2012 года краевой парламент почти единогласно рекомендовал его к назначению на должность начальника Главимущества, но губернатор избавил его от приставки и. о. лишь в феврале 2013 года (до этого Тютюнник довольно длительное время был замначальника и исполняющим обязанности управления делами администрации края).
Я не и. о., я заместитель начальника, на которого возложены обязанности руководителя управления. Приставка и. о. никак на мою работу не влияет.
Я выполняю работу начальника управления, но должность у меня — заместитель начальника. Делаю то, что обязан делать. Насчет моего статуса не мне решать, это губернатор решает.
Стараемся улучшать показатели по направлениям, за которые отвечаем. Все, больше я эту тему никак не комментирую.
Я замещал руководителя управления во время его отсутствия и сейчас замещаю. Выполняю свою работу независимо от того, какой у меня статус.
Я и сам не хочу этого назначения. Я по должности заместитель, просто временно исполняю обязанности начальника: не я один, у нас такая практика.
В полномочия АКЗС входит дача согласия на назначение первого заместителя (первых заместителей) губернатора Алтайского края, руководителей органов исполнительной власти края в сферах финансов, социального обеспечения, управления государственным имуществом, а также выражение недоверия указанным должностным лицам, в назначении которых краевой парламент принимал участие.