июль 24, 2013
Владимир Овчинников
Олег Богданов
Предстоятель Русской православной церкви Кирилл в прошедшее воскресенье, 21 июля, после литургии в Казанском соборе произнес речь о росте греха, в который, по его мнению, сегодня впадают целыми странами. Люди, умеющие толковать слова патриарха, поясняют, что, по всей видимости, имеются в виду однополые браки, легализованные в ряде государств.
Анализируя отношение к этой проблеме, Кирилл непроизвольно (или очень даже осознанно) вышел на обобщения, заявив, что человечество в своей истории, борясь за свободу, неоднократно приходило к тирании. "Свобода выбора – это еще и опасность, и нужно опасаться того, к чему она ведет", – резюмировал Кирилл.
Мне эта точка зрения очень даже понятна, другой и не ожидал услышать из его уст. Но давайте попытаемся поразмыслить над другим опытом, когда обществу удается реализовать такую свободу.
…Очень-очень давно, в начале 1990-х годов, когда мы только начинали делать газету, которую вы сейчас читаете, в Сингапуре, в стране со сложившейся вполне тоталитарной системой, задумали поспособствовать распространению неких общих для всех ценностей (в этой стране 77% китайцев, 15% – малайцы и 5% – выходцы из Индии). Президент Ви Ким Ви (член команды всемирно прославленного патриарха сингапурских реформ Ли Куан Ю) тоже полагал, что соотечественники чересчур подвержены влиянию Запада, что дает им как возможность знакомиться с новыми идеями и технологиями, так и подвергает их воздействию чуждых ценностей и уклада жизни. Слава богу, тогда речь не шла о том грехе, о котором Кирилл говорил в Москве на Красной площади.
"Белая книга", вышедшая в 1991 году, зафиксировала ценности, на базе которых и рванул вперед этот ставший сегодня одним из самых могучих азиатских тигров. Вот эти ценности (цитируется по "Столкновению цивилизаций" С. Хантингтона):
Сингапурцы на основе свободного выбора согласились, что этот их морально-этический кодекс строителя процветающего общества, базирующийся на сингапурской культурной идентичности, будут поддерживать все этнические и религиозные общины. Похоже, так и получилось.
Опыт этой малюсенькой азиатской державы, ныне являющейся образцом материального процветания, меня убеждает: очень разные люди могут за вполне обозримый короткий исторический период добиться успеха, если будут работать и жить в согласии. Если будут стремиться распространять институты и практики, которые являются общими и для них, и для людей других цивилизаций.
А какие пять пунктов вы предложили бы для нас? Один уже есть, его назвал патриарх – свобода нам вредна.