Барнаул оптом и в розницу

ноябрь 13, 2006

Одна из крупнейших в мире розничных сетей METRO Cash&Carry подыскивает себе место в Барнауле. На прошлой неделе представители компании провели переговоры с чиновниками о предоставлении в краевой столице площадки для размещения торгового центра. Эксперты считают, что интерес к Барнаулу обусловлен невысоким уровнем конкуренции и ненасыщенностью торговыми площадями. И предрекают приход еще нескольких крупных игроков.

METRO Cash&Carry была основана в Германии в 1964 году. Развитие проекта в России началось в ноябре 2000 года. О своих планах по освоению Сибири METRO Cash&Carry объявило в сентябре 2006 года. На сайте компании размещена информация о строительстве трех торговых центров в Сибирском федеральном округе. В качестве городов-претендентов назывались Красноярск, Новосибирск, Томск, Кемерово и Барнаул.

В мэрии «ВД» подтвердили факт переговоров с ритейлером. На прошлой неделе представители METRO встречались с председателем комитета по архитектуре и развитию города Александром Макшанцевым. «Им нужна площадка в пять-семь га. Мы рассказали о том, что можем предложить. Гости приняли информацию к сведению. Но никаких обязательств ни мы, ни они на себя не взяли. В любом случае решение будет принимать глава города», - сказал он. Скорее всего, чиновники предложили участки на Павловском тракте. Именно здесь администрация планирует в ближайшие годы построить несколько торговых центров. Получить комментарии в самом METRO «ВД» на прошлой неделе не удалось.

METRO Cash&Carry развивает современный формат мелкооптовой торговли. «Считается, что до пяти крупных магазинов в городе - это нормально. Для Барнаула три крупных магазина современного формата (имеются в виду «Алтай», строящаяся «Лента» и планы METRO. - Прим. «ВД».) будет приемлемым уровнем», - отмечает аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. По мнению коммерческого директора сети «Холидей Классик» Сергея Коршевера, METRO будет развивать в Барнауле формат стандартного торгового центра. «METRO в большей степени рассчитано на мелкооптовых покупателей. Поэтому они не являются для нас конкурентами, так как «Холидей Классик» работает в другом формате», - говорит он.

Интерес компании к освоению Барнаула легко объясним - здесь еще нет такой жесткой конкуренции и насыщенности торговыми площадями, как в других городах. «Я считаю, что уровень конкуренции в Барнауле еще недостаточно высок. По большому счету пока здесь есть два серьезных игрока - «Мария-Ра» и мы развиваемся. Говорить о «Пятерочке» пока рано, поскольку этот проект только стартовал. Остальная торговля по сути стагнирует», - говорит Сергей Коршевер. «По городам с численностью населения от 500 до 700 тыс. человек лидерами являются местные ритейлеры, которые сегодня активно объединяются, консолидируют бизнес. Я думаю, что METRO заинтересовалось Барнаулом, потому что у вас в городе пока нет крупных торговых сетей», - говорит Татьяна Бобровская.

Но, считают эксперты, освоение нашего рынка крупнейшими сетями еще впереди. «Для федеральных ритейлеров сейчас наиболее интересны города с населением от 500 тыс. человек (в Барнауле проживает около 630 тыс. - Прим «ВД».). Они характеризуются достаточно большим платежеспособным спросом, но рынок в них далек от насыщения», - отмечает Сергей Фильченков, аналитик инвестиционной компании «Финам».

«Большинство крупных федеральных ритейлеров планируют открывать магазины в Западной Сибири в 2007-2008 годах. Сейчас активно развиваются франчайзинговые проекты. Большой интерес они проявляют к крупным административным центрам», - говорит Татьяна Бобровская. «Вполне вероятно, что в ближайшие два года в Барнауле будут представлены практически все федеральные игроки. Прежде всего это компании, работающие в формате дискаунтеров и гипермаркетов», - отмечает Сергей Фильченков.

Одним из претендентов на приход в Алтайский край можно назвать компанию «Мосмарт», владеющую тремя гипермаркетами в Москве и развивающую сеть дискаунтеров в регионах. Еще прошлым летом компания объявила о своем намерении развиваться в городах, удаленных от Москвы более чем на 1,2 тыс. км. По мнению аналитиков, это свидетельствует об интересе к Уралу и Сибири, тем более что «Мосмарт» уже начал работу в Тюмени.

Какие форматы развивает METRO

METRO Cash&Carry - торговое подразделение немецкого холдинга Metro Group, занимающего по объему продаж третье место в мире. Совокупное число работников в холдинге составляет около 250 тыс. человек, общее количество магазинов - 2,4 тыс. в 30 странах мира. В 2004 году объемы продаж Metro Group составили 56,4 млрд. евро. В холдинговую компанию входят шесть независимых подразделений, разнящихся по формату и регионам присутствия: METRO Cash&Carry - центры мелкооптовой торговли, гипермаркеты Real, супермаркеты Extra, Media Markt и Saturn, магазины стройматериалов «Все для дома» Praktiker и универмаги Galeria Kaufhof.

В России компания входит в тройку ведущих сетей, но ее доля на рынке ритейла не превышает 1%. В 2005 году выручка METRO Cash&Carry составила около $ 1,2 млрд. В инвестиционной компании «Финам» прогнозируют, что в 2006 году этот показатель увеличится не менее чем на 25-30%.

Источник: сайт и инвестиционная компания «Финам».

Наталья ПЬЯНЗИНА,

Матвей ЭРГАРДТ.