июль 29, 2013
Завершилась двухлетняя реконструкция расположенного в Барнауле маслоэкстракционного завода компании "АгроСиб-Раздолье". 24 июля на предприятии открыли новый цех, где подсолнечное масло марки "Янтарь-Алтай" будет разливаться в литровые ПЭТ-бутылки. С этим продуктом компания рассчитывает в первую очередь попасть на прилавки торговых сетей, присутствующих в Алтайском крае.
В Барнауле запустили линию розлива масла в бутылки.
Олег Богданов
До реконструкции опыт розничных продаж у предприятия уже был. В середине "нулевых" "Янтарь-Алтай" продавали на розлив в специализированных киосках. Но в 2008 году от этого направления отказались, и официальный дистрибьютор предприятия, компания "Юг Сибири", занимался в основном поставками масла железнодорожными 60-тонными цистернами в большинство российских регионов и в страны ближнего и дальнего зарубежья (Монголия, Прибалтика, Средняя Азия).
С 2011 года предприятие почти полностью реконструировали. На это было потрачено 2,2 млрд. рублей. Основным инвестором выступил "Промсвязьбанк", содействие проекту оказывала администрация Алтайского края. Сейчас, по словам Владимира Анипченко, генерального директора компании "АгроСиб-Раздолье", завод вышел на свои производственные мощности и перерабатывает по 500 тонн масличных культур (подсолнечник, рапс, соя) в сутки. 15–20% сырья закупается в Алтайском крае, остальное — в Тюменской, Кемеровской, Омской, Ростовской, Саратовской областях и других регионах.
"По итогам прошлого сезона наша корпорация, куда входят завод "АгроСиб-Раздолье", "Бийский маслоэкстракционный завод" и "Юг Сибири", вошла в десятку крупнейших маслопереработчиков России, — заявил Владимир Анипченко. — А по обороту мы заняли шестое место и сумели выстоять в конкурентной борьбе с такими монстрами, как "Содружество" и "Юг Руси".
Новая линия позволит предприятию расширить рынки сбыта и выйти на розничный рынок. Цех фасовки, в котором установлено оборудование из Польши, Германии, Италии и Австрии, стоил "АгроСиб-Раздолью" порядка 100 млн. рублей. Краевая администрация выделила на это субсидию в размере 10 млн. рублей. В цехе будут разливать по 3 тыс. бутылок масла марки "Янтарь-Алтай" в час.
Бутилированное масло "Янтарь-Алтай" на первом этапе будет поставляться в региональные торговые сети, затем предприятие намерено осваивать рынки Сибири, прежде всего Красноярского края и Иркутской области.
"Наша продукция будет представлена в среднем ценовом сегменте. Еще будет бутылка в премиум-классе, но пока она брендируется", — рассказал директор по продажам компании "Юг Сибири" Александр Вакарев. Среди основных конкурентов он называет марки "Золотая семечка" и "Олейна".
Пока в компании не озвучивают даже приблизительную розничную стоимость бутылки масла "Янтарь-Алтай": она еще прорабатывается. Зато известно, что компания уже достигла предварительных договоренностей с сетями "Мария-Ра", "Холидей" и "Лента".
"Как правило, все сети стараются расширять ассортимент. Поэтому трудностей выставить товар на полках не возникнет, — считает Александр Вакарев. — А вот будет ли он продаваться, зависит от нашей работы. Наше масло производится и фасуется по ГОСТу, поэтому будем брать качеством".
Подтверждает такую позицию категорийный менеджер барнаульского супермаркета "Аэропорт" Константин Дурманов. Сейчас на полках этого магазина стоит около 20 разновидностей подсолнечного масла от пяти-шести производителей. "Но мы без проблем готовы расширить ассортимент этой продукции, только если она будет качественной, — говорит Константин Дурманов. — Вот только вход на полки должен быть ярким, заметным. Нужно провести какую-нибудь акцию, скидочную или подарочную. Иначе покупатель, скорее всего, поостережется брать незнакомый продукт".
Сейчас производственные мощности завода позволяют ему ежегодно производить 81,6 тыс. тонн растительного масла. Для сравнения: по данным регионального управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, в 2011 году, когда "АгроСиб-Раздолье" начинали модернизировать, в крае было произведено менее 50 тыс. тонн растительного масла.
По словам Владимира Анипченко, в бутылки будет разливаться около 20% общего объема масла. Этого достаточно, чтобы завоевать приличную долю алтайского розничного рынка.
Конкуренты "АгроСиб-Раздолья" высказываются по этому поводу неохотно. В отделе реализации муки, круп, макарон, подсолнечного масла предприятия "Алейскзернопродукт" корреспондента "ВД" заверили, что конкурировать с "АргоСиб-Раздольем" они не будут — не те объемы производства. Татьяна Шабалина, начальник отдела сбыта "Барнаульского маслобойного завода", производящего масло под маркой "Золотой Алтай", категорично заявила, что компания "АгроСиб-Раздолье" на сегодняшний день задавила всех, она вне конкуренции: "Скажите спасибо нашей администрации". Аргументировать свою позицию Шабалина не стала.
У нас на предприятии великолепная рафинация, но она работает на пределе. Поэтому мы уже разрабатываем проект гидратации. Это оборудование, которое будет стоять после прессового цеха и должно очищать масло. После гидратации оно будет дольше храниться и легче идти на рафинацию.
Первый продукт гидратации — фосфатиды, которые перерабатываются в лецитин. Это один из самых инновационных продуктов, который используется в пищевой промышленности. Он улучшает мозговую деятельность, укрепляет сосуды. Весь российский лецитин сейчас экспортируется в Европу. Проект дорогостоящий: чтобы сделать свой гидролиз, нам нужно около 120 млн. рублей, для производства лецитина потребуется еще около 200 млн. рублей.