Курсантка барнаульской автошколы оказалась на скамье подсудимых за ДТП на учебном автомобиле

июль 31, 2013

1 августа в суде Железнодорожного района начнется судебное заседание по уголовному делу Евгении Гарбуз. Жительница Барнаула обвиняется в том, что совершила ДТП, в результате которого пешеход получил тяжкие телесные повреждения.

Как свидетельствуют материалы дела, 20 марта курсантка автошколы "Азимут", управляя автомобилем "Лада 210740", следовала по дворовому проезду мимо дома № 48 на улице Советской Армии со скоростью пять – десять километров в час, в пути следования проявила преступную небрежность, перепутав педали управления автомобиля и допустив наезд на стоящего у стены дома пешехода.

Инструктор автошколы Евгений Фролов выступает в этом деле свидетелем обвинения.

В одно мгновение

По версии Евгении, которую она рассказала корреспондентам, события происходили так:

– Я сидела за рулем в 19-й раз, обучение уже заканчивалось. У нас с инструктором всегда были нормальные отношения, буквально "ученик – учитель". Мы откатали малаховские круги и поехали по Советской Армии к магазину "Мария-Ра", где я работаю исполнительным директором. Дорога была обледенелой. Скорость была очень низкой, расстояние от машины до дома – около полутора метров… Все произошло в одно мгновение. Колесо попало в колею, машину мотануло – и мы врезались в дом, автомобиль буквально выхлестнуло в стену. Стоим, мужчина перед нашими глазами сползает по стене. Я вышла из машины, увидела, что у него идет кровь, быстро побежала на угол дома, на ходу набирая номер "скорой". Потом еще одну машину там так же развернуло...

Признала вину

По словам Евгении, перед приездом полиции инструктор предложил ей сказать, что она перепутала педаль газа и тормоза, объяснив: "Тебе все равно ничего не будет, а у меня на кону права".

– На место аварии приезжал и директор автошколы, – продолжает рассказ Евгения. – Инструктор ему тут же сказал: "Мы решили, что она перепутала педали". После экспертизы мы за­шли в офис, где мне показали Уголовный кодекс и опять сказали: "Жень, вот смотри, тебе ничего не будет". А потом я получила повестку и узнала, что обвиняют только меня. Когда мы с инструктором были у следователя на очной ставке, Фролов стал говорить, что почувствовал, как машина стала набирать обороты. Если почувствовал, почему не остановил?.. Следователь сказал мне: "Если вы пойдете на суд в особом порядке, признаете свою вину, то вам дадут треть срока". Я подумала, что это лучше, не будет лишней нервотрепки. Ну а как мне не признать свою вину, человек ведь пострадал? После случившегося мы с инструктором приехали к потерпевшему Сакиту Ибрагимову в больницу, принесли извинения. Потом я также его навещала. Сакит позвонил мне после выписки, сказал, что в июле будет еще одно обследование.

Прокурор говорил мне : "Ищите деньги. Лучше разойтись мирно, чтобы судимости не было". Я, конечно же, все понимаю, но у меня просто нет таких денег. (По словам адвоката, сначала называлась сумма 300 тысяч, а потом она возросла в несколько раз). У меня два сына, мама больная, я живу от зарплаты до зарплаты... Мне советовали обратиться в автошколу, чтобы они помогли. Ну а что они? Директор там хороший человек, но столько времени прошло, и тут заявлюсь я с просьбой. Я решила, лучше будет, если их из моей зарплаты будут вычитать по решению суда...

Не имел возможности

Евгений Фролов, инструктор автошколы "Азимут", от комментариев отказался, заметив: "Все в материалах следствия". Из его свидетельских показаний следует, что "когда автомобиль поравнялся с пешеходом, Гарбуз неожиданно нажала на педаль акселератора, поэтому автомобиль резко ускорился, и его развернуло на 90 градусов практически на месте". Инструктор утверждает, что предпринял попытку остановить автомобиль, нажав на дублирующую педаль привода тормозной системы, но это не помогло. Успел ли он нажать на педаль тормоза до момента наезда на пешехода – он не может точно пояснить, так как "все произошло очень быстро".

По версии Фролова, о том, что перепутала педали, Гарбуз рассказала сначала ему, а потом сотрудникам ГИБДД.

Вячеслав Лахонин,
старший помощник прокурора Барнаула:

Автотехнической экспертизой установлено, что в данной ситуации с учетом расстояния и момента возникновения опасности инструктор не имел технической возможности предотвратить наезд на пешехода путем нажатия дублирующих педалей торможения, что исключило его вину.

Что дальше?

По словам Ильи Колесникова, адвоката потерпевшего, прямой причинно-следственной связи между действиями инструктора и наступившими последствиями нет, зато имеются достаточные данные, в том числе показания инструктора и самой Гарбуз, о том, что она перепутала педали.

– Более того, в обвинительном заключении указано, что Гарбуз свою вину признала, – подчеркнул Колесников.

Адвокат потерпевшего заметил, что по согласованию с клиентом исковые требования гражданского-правового характера к автошколе "Азимут" предъявляться пока не будут.

Александр Зимирев, директор ООО "Азимут", считает, что все произошедшее – трагическая случайность, когда никто не виноват, а кто-то должен отвечать.

Александр Зимирев,
директор ООО "Азимут":

То, что инструктор невиновен, доказала экспертиза. Сейчас я жду решения суда. Как он решит, так и будет. А вы, написав про это, и девушке не поможете, и школу нашу погубите...

Вячеслав Ковальчук, адвокат подсудимой, намерен ходатайствовать о рассмотрении дела в общем порядке.

Вячеслав Ковальчук,
адвокат:

Евгения Гарбуз не должна нести ни уголовной, ни гражданской ответственности. Видимо, инструктор попытался перенести ответственность на Евгению, поскольку ему грозило лишение прав и автоматическое увольнение с работы. Но когда учебная организация берет к себе учеников, она должна отвечать за них.

Не знаю, кто убедил Евгению в том, что она должна отвечать за ДТП. С самого начала я говорил, что ее вины в произошедшем нет. Но моя подзащитная длительное время была настроена на рассмотрение дела в особом порядке, где требуется признание вины. И очень хорошо, что сейчас ее удалось в этом переубедить. Поэтому мы будем бороться, предоставляя доказательства ее невиновности.

Виктор Клепиков,
председатель Федерации автовладельцев России:

Мы никогда не сталкивались с тем, чтобы все обвинения предъявили только курсанту, при этом с авто­школы и инструктора ответственность была снята. Это нонсенс, поэтому не исключаю и коррупционную составляющую этого дела.

Сегодня Федерация автовладельцев России готова оказать помощь курсантке и взять ситуацию на общественный контроль. Вина может лежать не только на инструкторе, автошколе. Косвенно к делу могут быть причастны владельцы дороги и собственники здания.

По самим автошколам вопрос назрел давно, и решать его нужно кардинально и комплексно. Нужно увеличивать количество часов обучения, прививать культуру вождения, учить навыкам экстренного вождения. Пусть это будет недешево, но обучение в автошколах должно быть качественным. Нужно прийти к единой с Европой системе, унификации правил дорожного движения и обучения, стремиться к сертификации автошкол, тогда они будут дорожить своими учениками.

Сергей Бушин,
директор автошколы "Престиж":

Скорее всего, вину за случившееся должны понести инструктор и автошкола. Как человек, не имеющий прав на управление автомобилем, должен за что-то отвечать? Ответственным за все является сидящий рядом с курсантом инструктор. Даже если бы этот инструктор работал на меня, я бы не стал отрицать его вины.

Антон Мищенков,
руководитель Барнаульского центра высшего водительского мастерства:

Раз прокуратура сняла обвинения с инструктора, значит, ситуация разворачивалась очень близко к стене, где стоял пешеход. Просто какая бы молниеносная реакция у человека ни была, он мог не успеть нажать педаль тормоза. В случае с новичками инструкторам всегда нужно быть начеку.

Антон Кислицын,
директор автошкол "Элит"и "V.I.P.":

Если машина была оборудована дублирующими педалями, то по правилам дорожного движения курсант не несет никакой ответственности. По жилому массиву учебная езда запрещена. Даже если курсант попросит инструктора заехать во двор, инструктор не должен на это соглашаться. Думаю, наказание должен понести инструктор.

Наталья Бушина,
директор автошколы "Форсаж":

На месте ГИБДД я бы у всех таких организаций отняла лицензии. Я от этой ситуации в шоке. В "Форсаже" это много раз обсуждалось. По полной программе и инструктора, и школу нужно гонять, а курсантку оставить в покое. Может быть, у автошколы есть подвязки, вот на курсантку все и повесили.