Без угля виноватые. Алтай готовится к зиме, не имея денег, топлива и контрактов

август 6, 2013

Из-за многомиллионных долгов за уголь в крае заблокированы счета 23 районных администраций и 51 теплоснабжающей организации в этих районах. Подготовкой к зиме в этих территориях заниматься не могут. При этом в крае до сих пор не заключено ни одного муниципального контракта на поставку угля с основным поставщиком — угольной компанией "Кузбассразрезуголь" ("КРУ").

Уголь.
Олег Богданов

Евгений Агафонов стал главой администрации Волчихинского района только 9 июля, и сразу в бой: счета органа местного самоуправления заблокированы с мая, работа его парализована. До недавнего времени без денег сидели и сельсоветы района, но в июле подоспела помощь из края: 1,6 млн. рублей. "Определенные долги мы погасили", — поясняет Агафонов.

Счет заблокировали из-за долга МУП "Волчихинское ЖКХ": предприятие недоплатило 5,3 млн. рублей, а затем пошло на банкротство. А между тем по условиям муниципальных контрактов, заключаемых в крае, местные администрации как заказчики гарантируют угольщикам оплату. В итоге "КРУ" обратился в суд, по решению которого долг МУПа был взыскан с района.

Евгений Агафонов,
глава администрации Волчихинского района:

Я обращался в "Кузбассразрезуголь" и обсуждал возможность реструктуризации долга, но там пояснили: это невозможно.

Заблокированы счета и в администрации Табунского района. "Мы зарплату сотрудникам выплатили только за май. Кредит взять не можем", — говорит глава района Николай Чайка. Эдуард Винтер, глава администрации Немецкого национального района, также подтверждает, что долги у района есть и в связи с этим у них арестованы счета.

А в администрацию Тогульского района из Барнаула дозвониться не получается: телефоны молчат. Связаться удается с депутатом райсовета Алексеем Десятковым. По его словам, счета в районе тоже заблокированы (по данным газеты "Ваше дело", с марта). Но он не уверен, что именно из-за долга по углю. И все же угольный долг в районе точно есть: МУП "Коммунальщик", по словам его директора Геннадия Щукина, должен Кузбассу 3,2 млн. рублей. "Это во всем крае так: ремонтов никто не ведет, — предполагает Щукин. — А наше предприятие еще и от электроэнергии отрезано".

Нет денег в районной администрации — нет их и во многих сельсоветах. "Я живу в Старом Тогуле, в сельсовете не работает телефон, нет ни света, ни главы сельсовета, ни бухгалтера, ни технички, все ушли скопом, потому что три месяца зарплату не платили", — поясняет Десятков. Обязанности главы администрации села исполняет молодая женщина, недавно вышедшая из декретного отпуска, но и она через пару месяцев уйдет.

Как при всех этих обстоятельствах в районах будут готовить к зиме котельные, неясно.

Час расплаты

Счета 23 районных администраций заблокированы, главным образом, из-за долгов за поставку угля на отопительный сезон 2011–2012 годов. По данным управления края по ЖКХ, районы остались должны "Кузбассразрезуглю" за этот период 183 млн. рублей. Но за сезон 2012–2013 годов недоплата больше в четыре раза: 757,2 млн. рублей. По данным барнаульского представительства "КРУ", оплачено лишь около 40% — это меньше, чем плата компании за погрузочно-разгрузочные работы и железнодорожные перевозки привезенного на Алтай угля.

При этом по данным на 15 июля 21 район и один город (Камень-на-Оби) оплатили менее 20% стоимости поставки угля в прошедшую зиму. Полностью же рассчитались только Барнаул и два района: Залесовский и Солтонский.

Михаил Лудцев,
глава администрации Солтонского района:

К отопительному сезону будем готовы к концу сентября. Сейчас запасов угля у нас на полтора месяца.

А меж тем "Кузбассразрезуголь" больше не планирует кредитовать потребителей Алтая — такова позиция управляющей компании "УГМК-холдинг", объясняет Владимир Королев, руководитель барнаульского представительства "КРУ". "В условиях финансового кризиса "Кузбассразрезуголь" не в состоянии ожидать долг за поставленный уголь", — писали профсоюзы Кузбасса в своем обращении к губернатору края.

Поэтому заключать муниципальные контракты на предстоящий отопительный сезон будут только с теми районами, которые рассчитались полностью или имеют небольшой долг. На сегодня таких 14. В их число могут попасть еще четыре района в зависимости от того, как они будут гасить долги. Работа по заключению контрактов началась, однако она потребует времени. Но если и этот уголь не будет оплачиваться вовремя, поставки могут быть приостановлены.

Владимир Королев добавляет, что компания готова поставлять топливо на условиях коммерческого контракта, при этом уголь будет стоит немного дешевле, но потребуется предоплата. Очевидно, предложение вряд ли будет принято коммунальными компаниями, чьи счета заблокированы: таких в крае 51.

Ни грамма топлива

Многие собеседники полагают: причиной столь бедственной ситуации стала передача коммунального сектора в частные руки, что было одним из условий предоставления поддержки регионам по федеральному закону № 185. На сегодня доля частного сектора среди ресурсоснабжающих организаций края — около 62%.

То, что частные структуры — недобросовестные плательщики, подтверждает и Владимир Королев: "МУПы расплачиваются частично, школы, сельсоветы и другие бюджетные потребители — более или менее, а ООО-шки крайне плохо, накапливают задолженность и идут на банкротство". "Работают частные структуры с уставным фондом 10 тыс. рублей. Сегодня они есть, а завтра руководитель встал, ключи положил и ушел. А муниципальная гарантия за оплату угля остается", — констатирует Евгений Агафонов.
И все же МУПы рассчитываются ненамного лучше. Так, по словам Геннадия Щукина, его предприятию бюджет задолжал около 5 млн. рублей, отсюда и долг МУПа за уголь. Впрочем, в других районах грешат на климатические условия 2012 года. "Проблема коснулась прежде всего тех районов, которые пострадали от засухи", — считает Николай Чайка.

В администрации края в июне создали межведомственный совет по вопросам потребления топливно-энергетических ресурсов, одна из задач которого — урегулирование задолженности за уголь. Его сопредседатели — вице-губернаторы Яков Ишутин и Виталий Ряполов. Чтобы снять самые острые проблемы, в июле из края в районы перечислили 100 млн. рублей. Тем не менее за июль угольные долги сократились всего на 17,8 млн.

В Волчихинском районе надеются только на дополнительную помощь из краевого бюджета. "Написано ходатайство по поводу выделения 10 млн. рублей", — поясняет Евгений Агафонов. Глава рассчитывает, что разблокировать счет удастся дней через 15. Но что будет дальше, на это он пока не имеет ответа: многое зависит от краевой администрации и позиции угольщиков. В Табунском районе тоже надеются на помощь извне.

К 30 сентября в крае должен быть сформирован резервный запас топлива — 38 тыс. тонн, поставку и хранение которого по контракту осуществляет ТД "Регион­уголь". В то же время общий объем угля, потребляемого для муниципальных нужд края, составляет порядка 940 тыс. тонн, из них 632 тыс. тонн в 2012–2013 годах завез "КРУ". На сегодня же эта компания не завезла на площадки края ни грамма топлива.

Яков Ишутин комментировать ситуацию отказался.

Факт

В середине июля к Александру Карлину обратились представители Федерации профсоюзных организаций и Росуглепрофа с просьбой оказать содействие в возврате долга Алтая за уголь, который достиг почти двухмесячного фонда оплаты труда в "КРУ". Профсоюзы выразили опасение, что начнутся задержки зарплаты шахтерам и связанные с этим акции протеста. "В связи с временной неплатежеспособностью покупателя — Алтайского края, компания пошла на уступки и длительное время поставляла уголь в кредит, рискуя собственным экономическим благополучием", — говорится в обращении.