Все под подозрением. Как складываются отношения бизнеса и власти в Поспелихинском районе

август 6, 2013

Из нескольких предпринимателей, которые обещали прийти на встречу с корреспондентом в Поспелихинском районе 17 июля, пришел только один. Остальные сказали, что у них дела. Но, честно говоря, в это с трудом верилось. Те представители бизнеса, с кем удалось пообщаться без содействия администрации района, в большинстве своем отказывались называть свое имя и просили не упоминать их в газете. В самой администрации района звонок журналиста восприняли с напряжением, один из сотрудников даже сказал: "Может быть, уже хватит статей?" И это при том, что повод-то был очень даже положительный: победа района в конкурсе муниципалитетов. Его признали лучшим по созданию условий для развития бизнеса. Но после такого приема невольно напрашивался вопрос: а действительно ли здесь все так хорошо?

Преподаватель Ольга Губа, которая открыла в Поспелихе первый магазин одежды больших размеров.
Ирина Баенкова

По долгу службы автору этого материала не один раз приходилось бывать в командировках в тех районах, которые становились лучшими по поддержке предпринимателей. Такими, например, в свое время были признаны Немецкий национальный и Шипуновский районы. Там приезду корреспондента были рады. С удовольствием рассказывали о своих успехах, планах, о том, как когда-то было плохо, а стало — хорошо. Предприниматели радовались, что о них напишут в краевой газете, и потом спрашивали, когда читать материал. В районных администрациях разговаривали смело и без стеснения.

В Поспелихе всего этого не было. Ни энтузиазма, ни общительности, ни тем более радости. Складывалось впечатление, что люди чего-то боятся. Причем и предприниматели, и чиновники. На встречу с главой администрации района Петром Шрейдером и его заместителем Ольгой Янцен удалось попасть только после настойчивых просьб. Прием был в соответствии с этикетом — напоили чаем, послушали вопросы, подготовили последние цифры по развитию бизнеса. Причем цифры, надо сказать, оказались вполне достойными. Не каждый район может такими похвастаться.

Получатели поддержки

Однако просьба дать контакты предпринимателей, которым была оказана поддержка, в администрации района явно не вызвала восторга. Опять же после определенной настойчивости две подходящие кандидатуры все-таки нашлись. Встреча с ними проходила в присутствии сотрудника администрации Юлии Кузнецовой. Это были предприниматели Ольга Губа, которая открыла магазин одежды больших размеров, и Александр Труненко, один из совладельцев парка развлечений для детей "Стрекоза".

На жизнь они не жаловались. Ольга Губа рассказала, что спрос на ее товар есть, ведь в районе не так-то просто найти приличное платье размера больше, чем 44–46. И несмотря на конкуренцию с магазинами-дискаунтерами ("Фэмили", например) и другими отделами одежды, бизнес работает с прибылью. При помощи администрации она стала получателем господдержки — субсидии на открытие своего дела из центра занятости, различных обучающих программ.

Из комментариев Александра Труненко следовало, что дела идут, может быть, и не так хорошо, как хотелось бы, но и не плохо. Парк развивается — покупаются новые аттракционы. Проблема только в том, что бизнес сезонный, и даже в течение одной недели количество посетителей в парке очень разное — то шесть человек, то сотня. Но в этой ситуации выручает дополнительный бизнес — магазин товаров для детей. Александр Труненко и его супруга Светлана Никитина получили грант из бюджета на покупку карусели.

Совет без председателя

Не секрет, что председатель совета предпринимателей при главе района — один из главных людей в системе поддержки малого бизнеса на уровне муниципалитета. От его личности зависит очень многое: в тех районах, где председатели советов инициативные и "пробивные", бизнес чувствует себя намного лучше, чем там, где они занимают позицию соглашателей. В день, когда мы приехали в Поспелиху, председателя у местного объединения предпринимателей там не было. Лидия Некрасова, которая работала на этой должности два года, в апреле сняла с себя полномочия.

Свой уход она объяснила тем, что не видит результата работы в совете.

Лидия Некрасова,
бывший председатель объединения предпринимателей Поспелихинского района:

Тратить время, когда я не вижу результата, не хочу. У меня ощущение, что малое предпринимательство скоро вообще исчезнет. Пропагандируются помощь, поддержка, гранты, субсидии. А то, что на местах все это получается некорректно, никто почему-то не задумывается. Я лучше сосредоточусь на развитии собственного бизнеса.

По ее оценке, местные власти, хотя и выстраивают взаимоотношения с малым бизнесом, не оказывают ему той поддержки, которая действительно нужна. "Если говорить о привлечении средств государственной поддержки в район, то здесь работа ведется. Но когда мы поднимали в администрации района проблему выхода крупных сетей в Поспелиху, там нам сказали, что по закону не могут запретить им приходить в район. Хорошо, по закону не могут. Но ведь распределением земельных участков в районе занимается администрация. Почему же тогда "лакомые куски" отдаются под строительство крупных торговых центров, куда придут крупные ритейлеры? — задается вопросом Некрасова. — Последний пример — участок рядом с вокзалом. Там было снесено ветхое и аварийное жилье. А сейчас строится торговый центр. Известно, что там встанет "Холидей". Почему нельзя было отдать этот участок под детский сад, например? Или опять же под жилые дома?"

Торговля лидирует

Лидия Некрасова развивает два семейных предприятия — продуктовый магазин и пекарню. Потому проблема выхода торговых сетей в район для нее актуальна.

Лидия Некрасова, 
предприниматель:

Я решила сконцентрироваться на развитии производства, потому что конкурировать с крупными торговыми компаниями очень сложно. Раньше одним из наших преимуществ в магазине мы считали хлеб, который печем сами. Мы продавали его существенно дешевле, чем сети. И более того, я принципиально не поставляла свой хлеб в сети, продавала его только местным предпринимателям в нескольких районах. Но в последнее время объемы падают. И сейчас я заключила контракт с "Аниксом" и "Холидеем". Потому что иного пути развития своего бизнеса на данный момент не вижу.

Однако не все предприниматели разделяют этот пессимизм. Например, по словам предпринимателя Игоря Пигарева, у которого магазин в Поспелихе располагается прямо напротив торгового центра "Мария-Ра", выручка от соседства с крупными ритейлерами только растет из-за увеличения потока людей. На вопрос, как можно с ними конкурировать, он отвечать отказался, сославшись на то, что это коммерческая информация.

Отметим, что конкуренция среди торговых предприятий в Поспелихе очень сильная. 44,8% субъектов бизнеса района работают именно в этой сфере. Поспелихинский район и райцентр являются своего рода транспортным узлом. Здесь проходит трасса, по которой люди из соседних районов ездят в Барнаул, а также железная дорога. Потому в торговые центры Поспелихи за покупками приезжают жители и из других районов — Курьинского, Новичихинского, Шипуновского. Важность фактора географического положения для развития предпринимательства в Поспелихе признают и в администрации района.

Цена аренды

Одной из точек противоречий в Поспелихе является рынок, который развивает семья предпринимателей Классен. Сейчас там идет строительство торговых павильонов. И почти все предприниматели, которые раньше торговали на улице, переведены под крышу. С 1 июля собственник поднял цену за аренду площадей с 450 до 750 рублей. Корреспондент  пообщался с несколькими предпринимателями, торгующими на рынке. Все они отказались называть свое имя. "Меня потом первым и выгонят", — говорил каждый из них. По их словам, после повышения аренды работать стало невыгодно. Каждый сказал, что, скорее всего, через пару-тройку месяцев съедет. "Собственник заводит в павильоны торговые сети и прямо говорит, что сотрудничать с нами ему невыгодно", — констатировали все собеседники. В других павильонах рынка работают "Аникс", "Три слона", "Фэмили".

Арендаторы обращались за помощью в администрацию района. Но и там не смогли решить вопрос, что, в общем, предсказуемо. Дмитрий Классен, который занимается подбором арендаторов в объекты, построенные семейной компанией "Райагропромстрой", сказал, что действительно с крупными компаниями сотрудничать более выгодно.

"Цена, которую раньше платили нам мелкие арендаторы, ниже рыночной, — говорит он. — Во всех торговых центрах в районе "квадрат" стоит от 650 рублей и больше. В некоторых берут 2 тыс. за "квадрат". Наша компания активно развивается, мы используем кредитные средства, поэтому нам просто необходимо получать с уже работающих объектов прибыль. Мы и так пошли навстречу небольшим арендаторам. Сейчас сдаем им павильоны по 400 рублей за квадратный метр. 750 рублей получается с учетом проходов и служебных помещений. Они не платят за коммуналку и вывоз мусора, в отличие от сетей. И ни один из них не отказался от перезаключения договора на новых условиях. Поэтому мне кажется, что никто из них не съедет, потому что и при новой цене они будут получать прибыль".

Атмосфера недоверия

Нельзя сказать, что Петр Шрейдер и Ольга Янцен далеки от проблем предпринимателей и не понимают их. Ольга Янцен даже была в числе тех представителей местных администраций, кто на краевом уровне открыто заявил о закрытии ИП из-за повышения отчислений в пенсионный фонд.

В администрации осознают и проблемы, связанные с выходом в район крупных сетей.

Ольга Янцен,
замглавы администрации Поспелихинского района:

По закону мы не можем препятствовать крупным торговым сетям работать в районе. Некоторые местные предприниматели сами сдают им в аренду помещения. Мы заинтересованы, чтобы наши предприниматели брали земельные участки в районе и развивали здесь бизнес. Ведь от этого напрямую зависят поступления в местный бюджет. Но есть земельное законодательство, которое мы не можем обойти. Мы обязаны проводить конкурс при продаже земельных участков, а на него может заявиться любая компания.

Когда смотришь на привлеченные бюджетные средства и прочие экономические показатели района, понятно, что некая работа там ведется. Но похоже, что доверия между властью и бизнесом здесь нет, общий язык они не нашли. В администрации не доверяют "неадекватным" предпринимателям. Предприниматели боятся репрессий со стороны администрации или надзорных органов "по наводке", подозревают чиновников в том, что они содействуют развитию бизнеса только приближенных людей. Последние же говорят, что им просто завидуют, а преференций никаких нет, все наоборот — им имущество достается дороже. И они тоже не хотят "светиться" в прессе. "Маленькие" предприниматели не понимают или не хотят понимать законов рынка и не готовы меняться. А те, кто обладает властью, не могут войти в их положение и как-то облегчить их жизнь. Ведь известно, что при желании законный способ найти можно. И тому есть доказательства. Например, вместо рынка можно организовать ярмарку, как это сделали в Барнауле.

В конкурсе муниципалитетов, который проходил в рамках форума "Бизнес-успех" и где Поспелихинский район признали лучшим по созданию условий для развития бизнеса, участники оценивались в основном исходя из цифр — показателей развития, которые они сами предоставили. Но реальную ситуацию в районе за цифрами не всегда увидишь.

Доля за малым

В 2012 году доля налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет Поспелихинского района составила 32,5%, или 47,9 млн. рублей. За два последних года оборот на предприятиях района вырос на 70% и достиг почти 3,5 млрд. рублей. По данным на 1 января 2013 года, число занятых на предприятиях малого бизнеса составляло 46,8% (3941 человек) от среднегодовой численности занятых в экономике района. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий — порядка 11,8 тыс. рублей.

На 2013 год в бюджете района на поддержку предпринимателей запланировано 400 тыс. рублей. Муниципалитет возмещает недополученные доходы предпринимателям, занимающимся автоперевозками пассажиров по сельским маршрутам. В 2012 году на эти цели было направлено 447 тыс. рублей. В 2012 году Поспелихинский район по схеме софинансирования получил на поддержку бизнеса из краевого и федерального бюджетов 963 тыс. рублей. В этом районе в одном из первых открылось представительство Алтайского фонда микрозаймов.