ноябрь 29, 2006
Они на "ты" с Интернетом, свободны в рассуждениях. Хорошо одеты, не причиняют беспокойства службам правопорядка. Но в отличие от большинства их ровесников, идущих "с пивом по жизни", оставляют бутылки и банки у дверей учебных заведений и вливаются в ряды нынешней молодежной элиты. Они ходят на ночные дискотеки и стараются не пропускать дни зачетов и экзаменов. Некоторые из них к курсу эдак третьему заруливают к зданию университета на "навороченных" авто. Это студенты. Лучшие из детей, родившихся в эпоху перестройки и лишенные "родовых пятен ужасов социализма" (как написал о себе абитуриент нынешнего года).
…Милая барышня, одетая в стиле "унисекс", терпеливо объясняет немолодой уже преподавательнице, что "винтаж, конечно, круто и прикольно, но это не ее стиль". Сбивчивый спич студентки густо-густо замешан на словосочетании "как бы". Оно как универсальный клей "Момент" соединяет в разговоре разнокалиберные слова и выражения.
Точно так же, как на зачете по логике, который вот уже с пятого раза никак не удается сдать раздосадованной студентке. Принимая летом экзамен, я с ужасом подсчитывала, сколько же раз прозвучит в ответе это "клеевое" средство коммуникации. Абсолютный рекорд - 59 "как бы"!
Есенин за Пушкина не ответчик!
По детям перестроечной эпохи прокатилось не только колесо политических и экономических новаций. Бастовали учителя, требуя зарплаты; дети, естественно, не учились. К обоюдному согласию стороны ускоренными темпами "прошли" пропущенные темы, эпохи, разделы физики и математики.
Уже в раннем детстве некоторым пришлось узнать "лестную" правду о своей познавательной ориентации: если есть проблемы с математикой и физикой, значит, ты - гуманитарий и тебе простится туманное представление о законах природы, включенных в элементарные курсы средней школы.
На эти же годы пришелся и бум домашней компьютеризации, что и без того ослабило пристрастие детей к чтению. Если в середине девяностых годов школа проходила чтение классиков "по закладкам", то к концу столетия констатировала уже полный коллапс чтения как процесса обучения.
Известная учительница литературы, комментируя пассивное отношение школьников к экранизации произведений классики - романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова (и только что - "Тихого Дона" М. Шолохова), с болью восклицает: не смотрят и не читают!
Вопрос: не сказывается ли незнание способов доказательства известных теорем и программных произведений литературы на снижении оценок - четвертных, годовых и в аттестатах?
Тройки имеют самые нерадивые. У выпускников поприличнее очень хорошие оценки. Каждое лето в период вступительных экзаменов в вузы приемные комиссии констатируют рост количества медалистов. Статистика, безусловно, хорошая. Растет конкурс, есть возможность отобрать действительно самых подготовленных и одаренных.
Казусы начинаются нередко прямо у столов приемной комиссии. Уже в тексте заявления абитуриенты делают примитивные орфографические ошибки. Благо, мама, присутствующая при этом, заставляет тут же под ее диктовку переписать документ. А после зачисления, когда помощи ждать неоткуда, девочка с четверкой по русскому языку в аттестате в анкете первокурсника в графе "место работы родителей" напишет:
В прошлом году в тесте вступительного экзамена на специальность "Журналистика" был вопрос об образе Руси как "птице-тройке". Требовалось ответить, кто автор знаменитых строк и в каком произведении они содержатся. Из 120 человек правильный ответ - "Мертвые души" Н. Гоголя - дали только двое. В нынешнем году большинство не узнало уже А. Пушкина! Фразу "на обломках самовластья" приписывали Радищеву, Грибоедову, Есенину - всем, кто случайно вспомнился.
Оскорбленная низкой оценкой, выставленной дочери за экзамен, одна из мам попросила познакомить с экзаменационным заданием. Окончившая школу двадцать пять лет назад, она достойно справилась с ним: набрала 26 баллов из 30 возможных. А дочка-медалистка - только 9.
Поступив в вуз, по конкурсу на бюджетные места или по договору с полной оплатой образовательных услуг, многие пасуют перед объемами и сложностью программы обучения.
Особенно перед университетской классикой, такой, например, как логика, которую студенты университетов сдают со времен средневековья. Еще недавно их предшественники относительно неплохо справлялись с суждениями, понятиями и силлогизмами. И только три года назад логика стала для первокурсников немыслимым, непреодолимым, страшным барьером. Родители жалуются на "садизм" преподавателей и их неумение все объяснять "доходчиво и просто". Сами некогда окончившие университеты, они не могут поверить, что их дети не понимают элементарного: как, например, по объему и содержанию отличаются понятия "кошка" и "черная кошка" и какая логическая ошибка лежит в основе только что изобретенного ими высказывания "некоторые коровы не летают"…
Сымитировать ответы не получается. Знания надо добывать, буквально вгрызаясь в гранит науки. А навыка-то нет!
Двое из ста сорока семи
Абитуриенты, поступающие на специальность "Журналистика", как и пятьдесят лет назад, в качестве вступительного экзамена пишут сочинение на вольную тему - в творческом конкурсе оно играет решающую роль. И вот уже три года подряд вместе с началом внедрения ЕГЭ наша комиссия переживает шок при проверке письменных работ.
За редчайшим исключением они изобилуют общими рассуждениями: ни фактов, ни имен, ни собственных наблюдений, ни привычных еще вчера цитат из произведений школьной программы.
Раскрывая тему "… в Россию можно только верить?", только двое из 147 писавших сочинение отметили, что в названии темы процитированы строки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Почти все не мудрствуя лукаво написали о том, что страна наша большая и богатая, в ней много лесов, рек и полезных ископаемых.
"А что в этой работе неправильно?" - спросила рассерженная мама абитуриентки. Ответ, который устроил бы родительницу, дать было невозможно. Коллеги-филологи позже объяснили, что в таком формате выпускники теперь пишут часть экзамена по русскому языку, и, очевидно, у данной абитуриентки с этой частью было все в порядке, если в итоге за ЕГЭ она получила высокий балл.
Надо отметить, что на журналистику обычно поступают дети, уже сориентированные на написание сочинения, тренирующиеся на подготовительных курсах, занимающиеся в кружках и студиях. Так как же пишут сочинения, а потом будут писать служебные аналитические записки, проекты программ, бытовые заявления все остальные, не связывающие свою жизнь с текстописанием, - будущие инженеры, врачи, учителя?
Не секрет, что многие - от учеников и их родителей до школьных учителей - вздохнули с облегчением, когда сочинение, прежде обязательное для всех школьников, было разрешено заменить на другие виды развивающего обучения. Появились самые разнообразные формы погружения детей в тексты. Одна из абитуриенток написала о них так: "…с детства меня приучали к творчеству, чему мое тельце упорно сопротивлялось". Почему?
Для любого творчества нужен строительный материал. Для духовного, в том числе литературного, необходим такой инструментарий, как слово, знание правил высечения им смысла. Научиться этому можно только в процессе собственной творческой, сочинительской работы. Сначала на тему "Как я провел лето", потом - "Образ народа в "Капитанской дочке"… Способ, запатентованный российской школой и оправданный многими поколениями.
Состояние и развитие интеллекта напрямую связано с тем, как личность языковая, речевая или коммуникативная владеет словесным инструментарием. Письменная коммуникация в самом доступном виде как сочинение текста и чтение книги есть не что иное, как развитие интеллекта и способностей к различным видам коммуникации.
Перевести увиденное в понятое
"Изменяет состояние сознания", делает его сосредоточенным и предрасположенным к нерутинному, творческому мышлению именно магический знак, выраженный в Слове. Погружение в пространство письменного текста оказывается полезным как средство пополнения словарного запаса и необходимым как способ самонастройки механизма креативности - способности к нешаблонным решениям.
Специалисты рекомендуют читать только те тексты, что отмечены печатью высочайшего мастерства и художественности. Бульварные романы и детективы за редким исключением имеют только свойства "фаст фуда" - быстрого, но нездорового питания.
Просмотр телепередач, разумеется, тоже может стать продуктивным для творческого мышления, если у субъекта, подверженного трансовой модификации сознания у светящегося экрана, найдется алгоритм оперативного перевода образов в понятия и представления. Главным средством в алгоритме такого "квантового перехода" также является Слово. Только те образы, что узнаны и поименованы словом в процессе сканирования экрана, "отправляются" сознанием в резервы памяти и хранятся там. Как документы, сохраняемые в памяти компьютера каждый под своим файлом. Не случайно многочасовые бдения у экрана не могут интеллектуально обогатить человека, не имеющего словарного запаса для перевода "увиденного" в "понятое".
Компьютерно-литературная элита
Пристрастие к чтению, создание текста, останется главным в течение длительного периода средством социализации и инкультурации современного человека. У. Эко - известный литературовед и теоретик в области межкультурных коммуникаций - отмечает, что человечество расщепляется на две неравные половины: тех, кто смотрит ТВ и получает готовые образы и готовые суждения о мире без права критического отбора полученной информации, и тех, кто смотрит на экран компьютера, кто способен отбирать и обрабатывать информацию. Но так как "…информацияпредставлена на экране компьютера в текстовом виде, то на новом витке спирали "типографский человек" займет, по мысли У. Эко, вновь главенствующую позицию. Возможно, именно это обстоятельство окажет решающее воздействие на процессы глобализации ближайшего будущего, в котором "пролетарское большинство" будет пользоваться только зрительной коммуникацией, а планироваться эта коммуникация будет "компьютерно-литературной элитой", - комментируют этот факт социологи и культурологи.
Годы учебы в университете не всегда способны полностью компенсировать умение учиться, недополученное в детстве и ранней юности. Отчисление из-за неуспеваемости имеет массовый характер. Есть, безусловно, талантливые и все успевающие. Но все чаще, получив дипломы, выпускники даже востребованных работодателями специальностей бегут в другие вузы за вторым образованием. Это, говорят, круто и прикольно. Родители готовы вновь платить деньги, видя такое рвение детей к учебе. А подоплека этого явления другая: первое образование нередко оказывается "верхним", "как бы" высшим, страшновато выходить с ним в жизнь.
Имитация продолжается. Остается надеяться, что она не станет тотальным явлением. Герой фильма С. Герасимова "Журналист", вышедшего на экраны сорок лет назад (и спровоцировавшего повальный поход людей моего поколения в журналистику), сказал сакраментальную фразу: "Каждое поколение совершенствует мир на основе собственных несовершенств". Она подтвердилась. Хочется верить, что так произойдет и с этим поколением, вышедшим из эпохи "как бы".
Справка "СК"
Мансурова Валентина Дмитриевна в 1975 году окончила факультет журналистики Уральского государственного университета имени М. Горького и была распределена в Барнаул на работу корреспондентом "Алтайской правды".
Работая в газете, окончила аспирантуру факультета журналистики МГУ имени М. Ломоносова и в 1987 году была приглашена в Алтайский государственный университет для открытия и развития специальности "Журналистика". В настоящее время - декан факультета журналистики АлтГУ. Автор 150 научных публикаций.
Доктор философских наук, профессор.
Валентина МАНСУРОВА.