Хроника пикирующего "Краснотала". Рухнула одна из крупнейших оптовых компаний Алтая

август 20, 2013

В железнодорожном филиале "Зернобанка" 12 августа про­шли обыски и выемка документов, которые касались клиента этого кредитного учреждения — в недалеком прошлом одной из крупнейших оптовых компаний Алтая "Краснотал". В тот же день оперативные мероприятия проходили еще в 10 других организациях — контрагентах компании. Как стало известно редакции газеты "Ваше дело", в настоящий момент "Краснотал" находится в стадии конкурсного производства, а его бывший руководитель Борис Чекалин является фигурантом уголовного дела и, предположительно, скрывается от следствия.

Офис компании "Краснотал" сейчас является предметом судебного разбирательства.
Анна Зайкова

Развивались по-честному

"Абонент временно недоступен, позвоните позднее", — стандартно отвечает телефон Бориса Чекалина. Все известные "ВД" домашние телефоны семьи Чекалиных с утра до вечера выдают сигнал "занято". Бывший руководитель бийского филиала "Краснотала" Сергей Кравцов не готов сообщать какую-либо информацию: "Фирмы не существует, ничего о руководителе я не знаю". "Вы, журналисты, вряд ли сможете его найти — даже следователи не в состоянии вызвать его на допрос", — говорит один из бывших партнеров предпринимателя.

А между тем компания "Краснотал" до недавнего времени была одним из крупнейших поставщиков в регион продовольствия, в том числе в розничную сеть "Мария-Ра". Опрошенные "ВД" эксперты отмечают: репутация фирмы была хорошей. "Барнаул задыхался без складских мощностей, а "Краснотал" построил современный логистический комплекс, фирма была семейная, развивалась по-честному", — сообщил участник рынка, пожелавший остаться неизвестным. По итогам 2010 года аналитический центр "Эксперт-Сибирь" включил "Краснотал" в число 400 крупнейших компаний Сибири (от Алтайского края в рейтинг вошли 11 торговых предприятий), а в региональной программе развития торговой деятельности на 2012–2016 годы складские мощности "Краснотала", построенные по европейским стандартам, приводились в пример.

Однако в начале 2013 года руководитель компании и ее единственный учредитель Борис Чекалин принял решение о ликвидации "Краснотала". Вскоре он подал заявление о признании компании банкротом в Арбитражный суд Республики Алтай (она была перерегистрирована в с. Майма в 2011 году). Компания, как следует из материалов дела, должна своим кредиторам 467,9 млн. рублей, тогда как стоимость ее имущества, согласно данным арбитражного суда, составляет всего 11,87 млн. рублей.

Трагический год

Что именно послужило спусковым механизмом крушения столь солидной компании? По версии опрошенных "ВД" источников, скорее всего, дело в стечении обстоятельств. В 2009 году Борис Чекалин начал реализацию проекта строительства нового складского комплекса класса "А" в Барнауле на 6 тыс. квадратных метров для глубокой заморозки продукции. Под реализацию инвестпроекта фирма взяла несколько долгосрочных кредитов в Алтайсбербанке (на пять – семь лет) и начала строительство. Источник, близкий к банковской сфере, сообщил, что общая сумма ссудной задолженности компании этому банку составляла на тот момент 480 млн. рублей.

А между тем в июне 2010 года пост председателя правления Алтайского банка Сбербанка РФ покинул Владимир Песоцкий, который много лет поддерживал развитие компании. Новое руководство алтайского отделения банка, изучив финансовое состояние "Краснотала", поначалу отказало ему в выдаче новых кредитов. Момент для остановки кредитования был самый неподходящий: компания находилась в инвестиционном цикле, торговля еще не начала выходить из кризиса и набирать обороты, в то же время в край зашли федеральные розничные сети, имевшие своих поставщиков. "Чекалин заметался по рынку в поисках кредитной организации, на завершение строительства ему нужно было 200–300 млн. рублей", — говорит источник "ВД".

Первый кредит в обновленном алтайском филиале Сбербанка "Краснотал" получил только в декабре 2011 года — 22 млн. рублей. Частично он был погашен, но 2012 год оказался для компании по-настоящему трагическим. Очевидно, по мере того как в край заходили новые федеральные игроки и объем поставок традиционным партнерам фирмы сужался, задолженность компании нарастала как снежный ком.

В материалах суда есть сведения, что в 2012 году "Краснотал" получил в алтайском отделении Сбербанка три кредита: на 100, 163 и 20 млн. рублей. Но они не были возвращены, и на сегодня признанная судом задолженность этому кредитному учреждению с процентами и неустойкой составляет 326,5 млн. рублей. Еще два кредита в том же году (на 50 и 37 млн. рублей) были взяты в "МДМ-банке" и "Азиатско-Тихоокеанском банке" — они также не были погашены.

Добавим еще одну важную деталь: два из пяти упомянутых в материалах арбитражного дела кредита на общую сумму 70 млн. рублей "Краснотал" получил 21 и 26 декабря 2012 года. А распоряжение о ликвидации компании Борис Чекалин подписал всего через месяц: 30 января 2013 года.

В бегах

"Краснотал" был признан банкротом в апреле, конкурсное производство введено здесь на полгода, но, скорее всего, оно будет продлеваться. Конкурсный управляющий Григорий Суслин уже начал оспаривать некоторые сделки, связанные с продажей и дальнейшей перепродажей имущества, в том числе заложенных в банках земельных участков.
"Возможно, Чекалин вывел значительную часть имущества из-под залога, потому что пытался спасти фирму и рассчитывал получить под него новые кредиты в других банках", — предполагает один из наших источников. Косвенно эту информацию подтверждает оценка участниками рынка стоимости складского комплекса "Краснотала" в 1 млрд. рублей, тогда как на момент подачи заявления о банкротстве стоимость имущества компании не превышала 12 млн. рублей.

А тем временем деятельность экс-руководителя компании "Краснотал" расследуется в следственной части УМВД по Барнаулу, возбуждено уголовное дело. По данным "ВД", речь идет о статье 159.1 (мошенничество в сфере кредитования). Причиной возбуждения дела, как поясняют источники "ВД", была, скорее всего, подача заявления в правоохранительные органы одной из потерпевших сторон. В Сибирском банке Сбербанка России отказались от комментариев.

О самом уголовном деле известно мало. Источники "ВД" в правоохранительных органах подтвердили сведения, что обыски в железнодорожном филиале "Зернобанка", клиентом которого был "Краснотал", а также в 10 других организациях — контрагентах фирмы, проходившие 12 августа, были связаны с расследованием этого уголовного дела. Комментарий президента "Зернобанка" Николая Николаева получить не удалось.

В то же время сам Борис Чекалин в настоящий момент недоступен для следствия и, предположительно, скрывается, сообщили наши источники. Достоверность этой информации не вызывает больших сомнений, ведь экс-руководитель "Краснотала", по данным информационной базы Федеральной службы судебных приставов, должен своим кредиторам как физическое лицо более 410 млн. рублей.

Справка

Компания "Краснотал" зарегистрирована 10 июня 1992 года в Барнауле, в мае 2011 года сменила регистрацию на с. Майма Республики Алтай. Изначально компания позиционировала себя как розничная и мелко-оптовая компания по торговле фруктами и овощами. В дальнейшем переориентировалась на оптовые поставки фруктов, замороженной продукции (мяса, рыбы, морепродуктов, полуфабрикатов), сухофруктов, орехов, соков, газированных напитков, муки, макарон, кондитерских изделий. Была официальным дистрибьютором "Алтайского бройлера". Осуществляла прямые поставки из стран Европы, Азии и Дальнего Востока, ежемесячный товарооборот составлял 5 тыс. тонн продукции, по данным сайта компании. По сведениям Главэкономики, предприятие планировало занять до 75% алтайского рынка мяса птицы.

"Краснотал" построил несколько тысяч квадратных метров складских мощностей, позволяющих хранить продукцию при различных температурных режимах (от -30 до +5 градусов), в том числе камеры искусственного дозревания бананов. Оборудование закупалось в том числе в Бельгии, Германии, Италии. Компания открыла филиалы в Горно-Алтайске, Рубцовске, Новосибирске, Бийске, представительства в Заринске и Славгороде. Складское хозяйство "Краснотала" в Барнауле, Новосибирске, Бийске и Рубцовске имело свои подъездные железнодорожные пути. У "Краснотала" было порядка 3 тыс. постоянных партнеров.