Школы края, объединяйтесь? Решается вопрос о закрытии малокомплектных учебных заведений в селах

декабрь 21, 2006

В Алтайском крае разрабатывают программу реструктуризации образовательной сети. Она затронет не только школы, но и учреждения дошкольного, дополнительного и начального профессионального образования. Сельские малокомплектные школы будут объединять, создавать более крупные, базовые. Этот процесс в конечном итоге должен повысить качество образования. Получится ли? О реструктуризации учреждений рассказывает начальник управления по образованию и делам молодежи администрации края Юрий Денисов.

- Юрий Николаевич, какова суть проекта реструктуризации школ?

- Это проект не сегодняшнего дня, но раньше он касался только школ. Суть нашей программы - внести существенные изменения в функционирование всей образовательной сети края. Не только количественные, но и качественные. Кроме того, планируются разработка и внедрение новых механизмов в управлении системой образования края.

Процесс реструктуризации обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это изменение требований всех участников учебного процесса к качеству образования: со стороны государства, обучающихся и их родителей. В частности, расширение доступности дошкольного образования через создание комплексов "школа - детский сад". Во-вторых, качественное образование предполагает удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка в получении знаний. Мы обязаны это учитывать. Речь идет о профильной подготовке учащихся. В-третьих, это демографические процессы. В-четвертых, ограниченность финансовых ресурсов.

Процесс реструктуризации совершенствуется. Он идет в крае давно и достаточно успешно. Иногда стихийно, как реакция на изменения, вызванные демографическими процессами. Понятие реструктуризации зачастую сводится только к закрытию малокомплектных школ. И воспринимается как нежелательный, негативный факт.

- А на самом деле?

- Реструктуризация не ставит перед собой цель сэкономить средства. Она прежде всего направлена на улучшение качества образования. Всем детям края должны быть предоставлены равные условия его получения. Кроме того, это переход к профильному обучению.

С одной стороны, мы говорим о необходимости сохранить школу в каждом селе. Согласен, что это очень важно. Удобно, когда она находится в трех шагах от дома. Но мы забываем о том, что ребенок учится в школе, где один учитель вынужден преподавать пять предметов. У ребенка нет возможности полноценного общения со сверстниками, нечем занять себя в свободное время, определить свои способности. Он получает образование, приходит в жизнь, но оказывается, что с такими знаниями он никому не нужен. И появляются новые проблемы. А о них кто будет думать? Мы должны сделать завтрашний день ребенка ясным.

- Какая школа считается малокомплектной?

- Малокомплектная школа - это учреждение, где не выполняется положение о классе-комплекте. По нормам в классе городской школы должно быть 25 человек, сельской - 14, в параллели - два-три класса. У нас малокомплектные школы содержат не все классы-комплекты, и наполняемость в них ниже норматива. Согласно этим требованиям школы с численностью до 100 детей можно отнести к малокомплектным.

- По каким принципам отбираются малокомплектные школы для закрытия?

- В системе реструктуризации есть много ограничений. В каждом населенном пункте у детей должна быть возможность получить начальное образование. Ни одно общеобразовательное учреждение нельзя закрыть, если сход села не проголосует "за", если из-за плохой дороги нет возможности возить детей в школу соседнего села.

Мы не допустим, чтобы учреждение закрылось из-за недостаточного финансирования. Все, даже малокомплектные школы края учитываются в методике нормативного финансирования. Расходы на сферу образования составляют почти одну треть краевого бюджета. Затраты растут, а существенных изменений в качестве нет. Вот в чем проблема.

Изменений в демографической ситуации в крае в ближайшие 10 лет не предвидится. В этом году в крае закрыто 12 школ, из них - 10 по причине отсутствия детей. Еще 12 школ до следующего учебного года "законсервировано": учить некого. Возможно, в каком-то селе может произойти "демографический взрыв". Не исключено, что в будущем для какого-нибудь производства сюда привлекут молодых людей из других районов. Тогда мы будем рассматривать возможность строительства новых школ.

- Как будут решаться транспортные вопросы в случае ликвидации малокомплектных школ?

- В последние три года в рамках краевой целевой программы "Школьный автобус" было закуплено 90 автобусов. В этом году благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" мы получили 79 машин, до конца года придут еще 35. Планируется, что в следующем году количество автобусов увеличится. Проблема обеспечения школ транспортом будет решена в кратчайшие сроки. Более того, у детей появится возможность постоянно выезжать на экскурсии, в театры, общаться с другими детьми…

Что говорят о реструктуризации школ в районах края

Валентина Волкова, председатель комитета по образованию администрации Первомайского района:

- В этом году нам пришлось закрыть основную школу в селе Старокрайчикове. Там учились трое детей, работали пять учителей. Три педагога - пенсионеры по возрасту, двое - по выслуге лет. Был решен вопрос с транспортом, получено согласие родителей. Здание образовательного учреждения было зарезервировано на случай восстановления школы. А пока учеников перевели в среднюю школу села Акулова. Оно находится в 10 километрах от Старокрайчиково по кемеровской трассе. Дорога хорошая. Автобус, полученный акуловской школой по федеральной программе, каждое утро отвозит школьников в соседнее село, после занятий - обратно. В акуловской школе - более 100 учеников, качественный педагогический состав, преподаются все предметы.

Сейчас мы рассматриваем вопрос о закрытии школы в селе Таловка. Там учатся два человека. Как только в близлежащей школе села Журавлиха появится автобус, планируем перевести детей туда.

Виктор Шмыгленко, председатель комитета по образованию администрации Баевского района:

- Мы не закрыли ни одной малокомплектной школы. Самой малокомплектной у нас считается школа в селе Павловка. Там сейчас учатся 10 ребят. Мы планируем сохранить эту школу. Село достаточно многочисленное, родители детей категорически против закрытия школы.

Михаил Лудцев, глава Солтонского района:

- У нас в районе семь малокомплектных школ. В них обучаются от 20 до 38 детей. Я категорически против закрытия. Мы должны сохранить школы, потому что, если не будет школы, не будет села. Мы будем пытаться всеми силами сохранить малокомплектные школы. Родители тоже выступят против. Кто захочет отпустить своего ребенка в интернат или в школу другого села? Тем более что у нас деревни находятся далеко друг от друга. Расстояния между ними в среднем составляет от 10 до 28 километров.

Ольга ПОЛИЕНКО.