август 30, 2013
В ряде СМИ появилась информация о том, что министерство иностранных дел, говоря о выходе корабля Гринпис Arctic Sunrise на трассу Северного морского пути, сказало, что "фактически имеет место спланированная акция с целью провоцирования российских властей и нагнетания ситуации".
Это заявление не соответствует действительности, - говорится . На сайте текст письма на имя главы МИДа Сергея Лаврова.
Гринпис Интернешнл трижды подавал заявки на получение разрешения на проход в Карское море, с соблюдением всех требований российского законодательства. Мы не скрывали и того, что нашей целью было проведение мирного и законного протеста против разведывательных работ "Роснефти" и Exxon Mobil в непосредственной близости от национального парка "Русская Арктика", созданного в 2009 году в целях защиты популяций китов, белых медведей, моржей и тюленей, и в самом парке. История деятельности этих компаний в плане экологии вам хорошо известна.
Все три наши заявки были отклонены, каждый раз в самый последний момент и по разным причинам. Все отказы были связаны со способностью корабля противостоять ледовым условиям, несмотря на то, что в данный момент в этой части Карского моря нет льда, а Arctic Sunrise – это ледокол. Действительно, ледовый класс Arctic Sunrise выше, чем у шести судов, используемых для разведывательных работ в этом районе.
Получив отказ, мы написали в администрацию Северного морского пути, объяснив, что мы полностью поддерживаем принятие Российской Федерацией правил, защищающих морскую среду Арктики от воздействия судоходства. Однако мы подчеркнули, что считаем важным, чтобы эти правила применялись объективно, а не в качестве средства противодействия протестам против экологически безответственного нефтяного освоения. Министерство иностранных дел Нидерландов, под чьим флагом ходит корабль, также настоятельно просило пересмотреть отказ.
Согласно международному праву, все суда имеют право на плавание в исключительной экономической зоне. Позиция России шла вразрез с этим правом, вследствие чего мы решили выйти на Северный морской путь, где были немедленно встречены береговой охраной. Она установила четырехмильную закрытую зону вокруг судна, против методов которого мы хотели протестовать, и пригрозили открыть огонь, если мы не дадим согласия на осмотр охраной нашего корабля и немедленно после этого не покинем Северный морской путь.
Международное право запрещает установление зоны безопасности более чем в 500 метров вокруг научно-исследовательских судов. Осмотр иностранных судов разрешается только с согласия капитана или в случае, когда судно подозревается в нарушении законодательства о рыболовстве или когда есть доказательства, что судно сбросило значительное количество загрязняющих веществ в море. В данном случае не было ни одного из этих условий. Несмотря на наше несогласие с незаконными действиями береговой охраны, мы решили уйти из района, чтобы избежать дальнейшего обострения ситуации.
Если и имела место какая-либо провокационная акция, то это была угроза применения силы в отношении безоружного иностранного судна, которое осуществляло свое право на свободу судоходства и свободу протеста. Правительство Нидерландов правомерно потребовало объяснения по поводу этих действий. Тем не менее, наша кампания против безответственного промышленного освоения Арктики продолжится, и мы рассчитываем на полное уважение нашего права на протест с вашей стороны.