За что канадцы ценят фитнес-инструктора из Барнаула

сентябрь 5, 2013

– В Канаде, если ты скажешь: "Я фитнес-инструктор", – у тебя незамедлительно спросят, а кем ты работаешь? Там это не профессия, не источник заработка, а хобби. – несмотря на это обстоятельство, уехав из Барнаула десять лет назад, инструктор Сергей Новиков ни разу не пожалел о своем выборе. Недавно спортсмен сертифицировал в Канаде собственный аэробный тренинг, а в августе провел несколько авторских классов в одном из спортклубов на родине.

Кросс-фит - силовая программа, состоящая из постоянно меняющихся функциональных упражнений и высокой интенсивности. Цель - улучшение физической формы, реакции, выносливости. Весь комплекс длится не более 20 минут.
Анна Зайкова

В спортивной биографии этого человека нет строки: "С детства занимался спортом". Сергей окончил агрономический факультет, работал какое-то время в вузовской лаборатории, после стал фармацевтом. Все началось с походов в обычную "качалку", но тренажеры быстро наскучили...

Сергей Новиков,
фитнес-инструктор:

В смежном зале постоянно вели аэробные классы, я наблюдал за происходящим и понимал, что именно это мне ближе к душе. В то время в Барнауле открылась школа фитнес-инструкторов Ольги Мешковой. Я окончил ее и начал вести классы. Эта женщина сыграла ключевую роль в моей дальнейшей судьбе, открыла передо мной мир фитнеса. Тогда я был первым парнем в городе, выбравшим аэробику.

После смерти Ольги в жизни Сергея наступил переломный момент. Он перебрался в Новосибирск, где получил хороший старт для дальнейшего переезда в столицу.

– Меня тогда предупредили, что Москва умеет принимать, но умеет и перемалывать людей. К сожалению, со мной случилось второе, – вспоминает Сергей. – Я очень много работал: вел по 25 часов интенсивных тренировок в неделю. Сильно похудел, тратил практически все деньги на аренду комнаты, но был по-своему счастлив. Однажды во время степ-аэробики я серьезно повредил икроножную мышцу, отвел еще два класса и только потом узнал, насколько опасной оказалась травма. Ни о какой работе не могло идти и речи. К счастью, на тот момент решался вопрос о моей миграции в Канаду. Там были люди, которые могли меня поддержать. Я взвесил все за, против и уехал....

Очень simple

В провинцию Кингстон Сергей переехал, практически не зная английского. Поначалу возникли сложности и с трудоустройством.

– Первое время я не мог вести группы, потому что был сертифицирован в Москве, – вспоминает Сергей. – Но потом получил сертификат местной фитнес-организации и начал работать в сети Good life. После московских клубов, где годовые карты стоят в районе четырех тысяч долларов, я пришел в клуб, где годовая карта стоит 400 долларов... У нас в России все замешано на том, как ты выглядишь, куда ты ходишь, сколько стоят твоя одежда, карта в клуб и так далее. Канадцы более простые. У них другие ценности: образование и здоровье. Поэтому никто не будет платить бешеных денег за фитнес. Есть, конечно, исключения, но и они отличны от отечественных. Например, я работал в клубе в Монреале, где годовая карта стоит 1 900 долларов, – так это закрытый клуб с пятью теннисными кортами под крышей. В большинстве же своем клубы в Канаде очень... simple. Простые. Люди приходят за энергией, а не за самоутверждением. И эта простота, теплота бесценны. В Канаде инструктор никогда не будет общаться с клиентом по таймеру. Там ты можешь подойти к любому, и он уделит тебе столько времени, сколько у него есть...

Правда, у такого подхода к фитнесу есть и свой минус – невозможно зарабатывать деньги, работая инструктором. Поэтому со временем Сергей устроился в отдел качества фармацевтической компании, производящей жидкие витамины. С шести утра до четырех вечера он работает там, потом едет в клуб и ведет еще два фитнес-класса.

Родная школа

Несмотря на минусы отечественной фитнес-культуры, Сергей гордится тем, что свою базу он получил именно в России. Американская модель, по его словам, не оставляет пространства для творчества инструктора: все необходимо заучивать без отступлений от шаблона. Какое-то время русскому парню с его европейским опытом приходилось подстраиваться под систему. Но, по его словам, совсем недолго: рискнув однажды отступить от догм, Сергей пожалел лишь о том, что не сделал этого раньше:

– В Канаде, если ты толстый, тебе об этом никто не скажет. Моя преподавательница по английскому просила совета, как отучить очень полную дочь много есть и заставить следить за собой. Я говорю: вам нужно ей сказать, что она толстая. Она объяснила, что в их стране так не принято. Максимум – можно сказать издалека, сослаться на неудовлетворительные показатели холестерина и так далее. Я никогда не приветствовал такие методы, потому что, если человеку не говорить напрямую о его проблеме, он это не воспринимает как сигнал, что нужно изменить свою жизнь.

Я решил не отступать от того, что мне дали мои русские учителя. Я всегда честен со своими клиентами. Иногда строжусь на них, как в армии. И они мне благодарны.

В ритме пульса

Сейчас, по словам Сергея, в Канаде бум на новые направления аэробики и фитнеса – интервальные тренировки.

– Степ-аэробика, дэнс-аэробика и прочие подобные вещи уверенно уходят в прошлое, – говорит инструктор. – Сейчас популярны высокоинтенсивные, интервальные тренировки типа кросс-фита и все производные от него. Увы, в России они вряд ли скоро станут популярны, поскольку здесь мало кто захочет так сильно работать.

Я для себя выбрал направление табата, названное по имени японского ученого, разработавшего его для атлетов. Меня подкупает то, что эффективность этого метода подтверждена фундаментальными исследованиями. Единственный его минус в том, что он рассчитан все-таки на подготовленных спортсменов. Изначально табата рассчитан на четыре минуты, но я разработал на его базе свой комплекс – на час.

Современный фитнес: питание и интервальные тренировки

Сергей Новиков:

Я ем преимущественно овощи и вареную курицу. Жареного почти не ем, завтрак: мюсли с молоком. Пью очень много чая и воды, от кофе отказался. Зато потребляю большое количество витаминов – до девяти капсул в день, плюс энергетик перед тренировкой. Перед сном обычно протеин Gold standart с брусничным соком и замороженными фруктами.

Интервальные тренировки – чередование интервалов высокой и низкой интенсивности физических нагрузок. Такой принцип помогает спортсмену заниматься на максимуме способностей и экономить время: за шесть недель интервальных тренировок можно достичь такого же результата, как при 12-недельном равномерном беге.

Суть метода табата: упражнение на какую-либо группу мышц нужно делать в максимально интенсивном темпе в течение 20 секунд. После выдержать паузу – 10 секунд отдыха. И так восемь раз подряд. Такие тренировки хороши и для похудения, и как средство повышения мышечной выносливости.