сентябрь 10, 2013
Алтайский рынок обязательного автострахования за год увеличился на 6,5%. Но это не радует страховщиков, так как выплаты по ОСАГО растут почти в шесть раз быстрее собранных премий. На этом фоне традиционные лидеры рынка осознанно сокращают свое присутствие в этом сегменте страхования. Их пугают растущая убыточность и возможное повышение лимита выплат. Впрочем, эксперты считают: такая ситуация не приведет к краху рынка, а наоборот, станет началом перехода к более цивилизованным отношениям между страховщиками и клиентами.
Автомобиль в Барнауле.
Михаил Хаустов
Сборы страховщиков по ОСАГО в Алтайском крае с начала года выросли на 6,5% (по отношению к первому полугодию 2012 года). Это меньше, чем в целом по России, где объем премий увеличился на 10%. Такие данные на минувшей неделе опубликовала Федеральная служба по надзору за финансовыми рынками (ФСФР).
Эти цифры можно считать вполне успешными на фоне того, что за последний год на рынке не было почти ни одной причины для роста. Во-первых, в этом году не увеличился российский автопарк. По данным Ассоциации европейского бизнеса, с начала года продажи новых автомобилей в России сократились на 6%.
Во-вторых, так и не произошло повышения базового тарифа ОСАГО, чего давно хотели страховщики. Не повысились и добавочные коэффициенты, которые также могли положительно повлиять на динамику сборов.
В отсутствие повышения тарифов, изменения значения коэффициентов и так далее плюсовыми факторами явились сбои в автоматической информационной системе ОСАГО и некорректное применение страховщиками коэффициента "бонус-малус". Зачастую автовладельцы вынуждены были платить за полис ОСАГО увеличенную страховую премию из-за того, что в системе по разным причинам "теряются" скидки за безаварийную езду. А в качестве бонуса автовладельцам, не совершившим ни одной аварии, выдавался коэффициент, например, 1 вместо 0,65.
Сюрпризом этого года стало то, что крупнейшие компании целенаправленно сокращают свое присутствие на рынке ОСАГО. Так, традиционный лидер алтайского рынка "Росгосстрах" за год потерял 12,4% премий, идущая следом "МСК" — 4,4%, "Уралсиб" — 20,5%. Из тройки лидеров стабилен только "Ингосстрах", который увеличил сборы на 10%.
Потери "Росгосстраха", по всей видимости, связаны с изменением политики страховщика. С этой весны в офисах компании клиенту предлагают допуслуги и заниженные классы, которые зависят от безаварийной езды.
"В компании поняли, что проще отказаться от клиентов, которые берут "голые" страховки, и наращивать финансовые показатели с одного страхователя, — объяснил сотрудник "Росгосстраха" на условиях анонимности. — Сейчас клиенту дополнительно к полису предлагают страхование жизни при ДТП и прохождение техосмотра в родственной компании. Отказаться от этих услуг практически невозможно — проще уйти в другую компанию. Да, люди уходят, но с оставшихся в итоге мы получаем больший объем премий".
Собеседник отмечает, что интерес к ОСАГО теряют и другие крупные страховщики, которых отпугивают растущая убыточность этого вида бизнеса, а также планы правительства по серьезному увеличению размеров выплат участникам ДТП. Законопроект, предполагающий рост выплат со 160 тыс. до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего, а в части возмещения вреда, причиненного имуществу, — со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, уже рассмотрен Госдумой в первом чтении и может быть окончательно принят уже в осеннюю сессию.
Но есть и те, кто, наоборот, решил воспользоваться ситуацией и нарастил свою долю рынка. "Росэнерго" увеличило сборы на 20,5%, "Согласие" — на 30%, "Югория" — на 31%.
Особенно впечатляющим выглядит скачок "Альфастрахования". Сборы компании по ОСАГО в крае за год выросли сразу в 5,7 раза, что позволило страховщику войти в топ-10 по объему премий. Еще одним новичком первой десятки стал кемеровский "Сибирский дом страхования" (дочерняя структура холдинга "Сибирский деловой союз"), который год назад вообще не был представлен на местном рынке автострахования.
Куда быстрее премий растут объемы выплат страховых компаний. По подсчетам "ВД" на основе данных ФСФР, с начала года страховые компании выплатили алтайским клиентам на 35% больше, чем годом ранее.
Представители страховых компаний почти единодушно говорят о том, что причиной стали многочисленные судебные иски со стороны клиентов, которые недовольны заниженными компенсациями.
Волна судебных исков накрыла страховщиков после того, как в середине прошлого года вышло постановление пленума Верховного суда РФ (ВС) "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". Оно распространило действие закона о защите прав потребителей на страховые отношения. Поэтому граждане смогли взыскивать со страховщиков помимо полной компенсации ущерба еще и моральный вред, и штраф в размере 50% от ущерба. Кроме того, за каждый день просрочки выплаты потребители смогли требовать неустойку — 3% от выплаты.
Если все грамотно оформлено, то почти в 10 из 10 случаев суд принимает сторону клиента. Такая практика стала дорого обходиться страховщикам. Поэтому в последнее время страховые компании начали лучше платить компенсации. У меня даже клиентов стало меньше.
По мнению Ильи Богданова, ситуация с опережающим ростом страховых выплат сложилась не только в ОСАГО, поэтому причины надо искать в более широком контексте.
"Скорее всего, можно говорить о том, что финансовая модель российского страхования начала свое смещение в нормальную сторону, когда источником прибыли страховщика является не существенная разница между премиями и выплатами, а профессиональный андеррайтинг, экономия на издержках и инвестиционный доход, — говорит эксперт. — Очевидно, данный вывод несет в себе и угрозу, так как в случае если обозначенные нами соотношения все-таки станут тенденциями, то уйти с рынка должны будут не только мелкие страховые компании, но и те крупные, что предпочитают существовать именно за счет указанной разницы".
Еще одним шагом к более цивилизованному рынку может стать появление единой методики оценки ущерба. Именно ее отсутствие приводит к тому, что экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, могут существенно различаться. В результате автовладельцы, не согласные с размером компенсации по ОСАГО, обращаются в суд. По мнению экспертов, наличие единой методики могло бы снять с судов около 60% дел.
Буквально в начале сентября Минтранс опубликовал проект правил проведения независимой техэкспертизы транспортного средства, регламентирующие процедуру, последовательность и технологии проведения экспертизы автомобиля при решении вопроса о выплате страховки по договору ОСАГО.
В документе приводятся формулы расчета стоимости восстановительного ремонта и размера возмещения в случае полной гибели автомобиля, а также дается таблица с характеристиками основных видов повреждений транспортных средств.
Разработанный документ фактически не решает старых проблем, поскольку не дает экспертам единого для всех источника определения стоимости запчастей и работ по ремонту автомобиля, считает ряд экспертов из страховых компаний.
Однако Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей, уверен, что подобный механизм сегодня необходим всему рынку.
"На мой взгляд, все разговоры о том, что страховщики ОСАГО находятся на уровне банкротства, провокационные, ничем не обоснованные, — считает Ханжин. — Ведь пока у нас нет единого метода расчетов, никто не может оценить реальный размер убытков. Единая методика оценки ущерба — не просто формальное требование закона, но и давно назревшая рыночная потребность".