сентябрь 11, 2013
Этому человеку приписывают многое: от родства с главой администрации Барнаула и многомиллиардных оборотов его проектов до намерения возглавить городской комитет по ЖКХ или провести реорганизацию "Кузбассэнерго". Достоверно известно одно: в неполные 30 лет Денис Сучков уже руководил одной из крупнейших управляющих компаний краевой столицы. Чтобы снять ключевые вопросы о его личности и поступках, мы пригласили Дениса Сучкова, который сейчас является директором компании "Экоград", в редакцию.
Денис Сучков.
Анна Зайкова
— Денис Сергеевич, расскажите, как вы вообще попали в сферу ЖКХ. Вы бизнесмен или работаете в качестве наемного работника?
— Есть несколько мелких предприятий, где я являюсь учредителем. Но прежде всего я — менеджер, и именно в таком статусе я в разное время работал и работаю в крупных компаниях сферы ЖКХ.
Вообще, моя трудовая деятельность началась давно, со школьных лет. В старших классах на летние каникулы уезжал в Москву к родственникам, они и научили меня работать. И первым погружением в настоящую работу была торговля металлом в одной из крупнейших фирм России.
Потом поступил на строительный факультет "политеха", а через два года перевелся на экономический факультет в АГУ. И затем совершенно случайно попал в молодую команду, которая занималась развитием акционерного общества "Быт-Сервис". Я там был менеджером по развитию и управляющим объектами. Это было мое первое соприкосновение с коммунальным хозяйством. Мы хотели внедрить опыт Санкт-Петербурга по созданию системы прачечных самообслуживания. В целом нам были интересны все новые технологии, в том числе энергосбережение. Скажу вам, это свой эффект дало. Когда мы только пришли в "Быт-Сервис", предприятие работало с большими убытками. При нашей команде за год с небольшим убытки сократились в два раза. Но потом собственники увольняют одного руководителя, назначают нового, затем еще одного... В общем, началась некоторая чехарда.
Добавлю, что, работая в "Быт-Сервисе", я параллельно руководил городским пляжем: отвечал за оперативное управление, взаимодействовал с арендаторами.
— А кто вас туда пригласил?
— Был тендер. И из желающих я был один.
— В определенный момент я пошел в такое направление, как вторсырье. Мы имели транспорт, свое прессовочное оборудование. В то время в Центральном районе действовал МУП "Дорожник-2" — мусоровывозящее предприятие. И, уже зная мои способности, администрация района пригласила меня в "Дорожник-2" начальником абонентского отдела. Основной территорией, которую обслуживало предприятие, был частный сектор. А он, как известно, всегда являлся проблемой из проблем. Но у нас система была налажена!
Потом, как вы знаете, в Барнаул со своим проектом пришла крупная компания из Липецка (проект скандально известной предпринимательницы Галины Татьяниной. — Прим. "ВД"). Городской полигон, основные мощности и мусорные площадки были переданы им. После этого процесса передачи, уже имея опыт работы в городском хозяйстве, мы создали свое предприятие "ЭкоСервис" и начали заниматься благоустройством Центрального района, в частности — 17-м микрорайоном. За первые два месяца мы вывезли оттуда 18 грузовиков мусора! Наладив чистоту, мы закупили газонокосилки и выкашивали в принципе весь район. А зимой, если в вечернее время шел снег, мы ночью подрывались и выводили технику на уборку, чтобы утром люди шли на работу не по сугробам, а по прочищенным дорогам. Днем, разумеется, тем более техника работала по графику.
Так мы натренировались и примерно поняли, что такое многоквартирный фонд. Поэтому, когда нам в администрации Центрального района сказали: "А не хотели бы вы заняться обслуживанием старых домов?" — мы ответили: "А почему бы и нет?!" Тогда в районе эта проблема стояла очень остро… Мы создали компанию "Управдом", пошли в комитет по ЖКХ, узнали процедуру проведения голосования и вышли на дома. И, скажу вам, встречены людьми были хорошо. В результате мы взяли весь ветхий фонд Центрального района и полтора года не спали по ночам! Экстренно создавались паспортный стол и аварийная служба — тот минимальный набор, который должен быть для нормального проживания граждан. Конечно, были и недовольные, которые впоследствии выбирали другие управляющие компании. Но мы никогда никого не удерживали — это право людей.
— А как вы возглавили управляющую компанию "Доверие"?
— Ее руководитель пригласил меня на должность исполнительного директора, а через полгода уволился. Было направлено соответствующее письмо в комитет по ЖКХ, где на должность нового директора выдвигалась моя кандидатура и затем обратным письмом утверждалась.
— А как же компания "Управдом"?
— Там есть директор, компания довольно эффективно работает.
Когда я пришел в "Доверие", эта компания была отнюдь не лакомым куском, как многие считают. Организация имела серьезные долги и к тому же работала с ежемесячным убытком. Она, как говорится, ела сама себя. Мы начали с того, что поменяли команду: кого-то уволили, кого-то наняли. Затем, принципиально перестроив схему работы компании, вывели "Доверие" на безубыточность. Мы очень гордились, что как минимум один капитальный ремонт в месяц компания делала обязательно! И мы всегда работали в четком правовом поле. Да, были суды, проверки прокуратуры и жилинспекции. Но при мне все документы в "Доверии" всегда были в порядке. Насколько я вижу со стороны, сейчас компания также работает с прибылью.
— Все-таки за счет чего удалось добиться рентабельной работы компании?
— За счет контроля и учета. Да, предприятие сейчас еще не рассчиталось по всем долгам. Но, по крайней мере, я уверен, что в процедуру банкротства оно точно не уйдет. Там довольно неплохая материально-техническая база. Например, свой столярный цех, есть немецкое оборудование для работы с пластиком и стеклом.
— Муниципалитет не так давно продал половину акций "Доверия". Вам принадлежит какой-то пакет?
— Нет. Как я уже говорил, в крупных организациях, а "Доверие" таковой является, я — исключительно менеджер. И в данном случае к тому же — бывший.
— Но говорят, что 25% акций "Доверия" вам принадлежат...
— Это слухи. Еще говорят, что я — племянник главы администрации города. Это бред полный. У меня нет родственных отношений с представителями городской власти.
— Новая моя стезя — это проблема мусора, — продолжил Денис Сучков. — Ею я занялся так. Одна небезызвестная компания перестала обслуживать в Барнауле частный сектор. Эту нагрузку на себя взяли компания "Доверие", когда ею руководил еще я, и "Эко-Стандарт". Вообще, должен вам сказать, частный сектор — это не бизнес, это убытки. Здесь оплата от населения в среднем составляет 80–82% в месяц, при этом наполнение мусора идет примерно в три раза больше, чем по нормативу. Жители частного сектора выносят на мусорную площадку вообще все — золу, ботву, ветки, шифер, диваны и т. д.
— "ЭкоГрад" — что это за проект? Кто его финансирует?
— Компания принадлежит нескольким барнаульцам, частным лицам. Когда пала одна большая инорегиональная организация, работавшая в Барнауле, появилась ниша, образовалась перспектива, и была создана компания "ЭкоГрад". Сейчас у компании есть как собственная техника, так и арендованная, в том числе у муниципалитета.
— Если частный сектор — это убытки, то как вы зарабатывали? Вас дотировали?
— У нас никогда не было дотаций из городского бюджета. Но был опыт коммерции, и мы заключили договоры на вывоз ТБО с других территорий города. Помогло то, что к нам перешли опытные специалисты, которые много лет работали в "Чистом городе", и среди них были те, кто владел клиентской базой.
— Означает ли создание "ЭкоГрада" вывод из компании "Доверие" подразделения, которое занималось вывозом мусора?
— Компания "Доверие" сейчас отошла от этого направления. У нее был объем порядка
6 тыс. "кубов" в месяц. Это очень немного. Компания всегда обслуживала только свои дома и несколько площадок в частном секторе, по сути, она в рынке не работала.
"ЭкоГрад" же сейчас — моя гордость, самая крупная компания такого профиля в городе. Она вывозит 50 тыс. "кубов" ежемесячно. Мы очень большой объем взяли от предприятия "ЭкоСтандарт": на каком-то этапе мы оказались мобильнее, за год доказали, что способны работать на этом рынке. А ведь выбор компаний на нем довольно большой.
— Есть информация, что "ЭкоГрад" намерен занять 35% барнаульского рынка.
— Я, как руководитель, ставлю себе задачу занять 90% рынка. А то и 100% (смеется). Но есть объективные факторы, и я понимаю, что весь рынок мы никогда не займем. Но лидирующие позиции будут за нами!
— Недавно муниципалитет создал новую структуру "Эко-Комплекс". Это будет ваш мощный конкурент.
— Не вопрос! Это, наоборот, хорошо, когда есть конкурентная среда.
— Правда, что в проекте "ЭкоГрад" участвует Дмитрий Савинцев, сын главы администрации Барнаула?
— Это примерно из той же оперы, что я являюсь племянником нашего мэра.
— Еще вам приписывают две истории. Во-первых, вы якобы хотели стать руководителем городского комитета по ЖКХ. Во-вторых, ваше желание возглавить предприятие "Эко-Комплекс", а вместе с ним городской полигон ТБО.
— Мне никогда не поступало предложений возглавить "Эко-Комплекс". Там работает опытнейший человек Юрий Музюкин. У него 12 лет стажа и личные взаимоотношения с директорами многих управляющих компаний.
И комитет по ЖКХ я тоже точно не возглавлю в ближайшем будущем, во всяком случае, не планировал.
— Но желание-то есть?
— А почему бы не стать мэром города?
Сегодня у нас есть динамика, проекты, конкурентная среда. А чиновничий аппарат и все их регламенты я не знаю. И вообще, о том, что вы меня спросили, я сам прочитал в Интернете. Там была большая статья о том, что я чуть ли не перескочил крупнейших бизнесменов города, я отбираю "Алтайские коммунальные системы", реорганизация "Кузбассэнерго" — моих рук дело, мои обороты перевалили за миллиард, я влияю на политику Алтайского края и дверь в кабинет губернатора открываю ногой. А еще писали, что я стану в крае уполномоченным по защите прав предпринимателей. И росчерк моего пера будет накладывать вето на решения фискальных органов.
Так вот, скажу я вам, это все ерунда. Да, я знаю очень многих влиятельных людей, их детей, общаюсь с ними. Работая в "коммуналке", я побывал практически во всех профильных кабинетах, которые существуют в городе. Но административным или "родственным" ресурсом никогда не пользовался в силу его отсутствия.
— Про вас говорят: "Пришел Сучков и задрал тарифы на вывоз мусора". Как вы это прокомментируете?
— У нас все тарифы защищены. Вообще, этот тариф не регулируется, он рыночный. Администрация города рекомендует, в каком ценовом поле надо работать. Я ездил в Кемерово и Новосибирск, знакомился с владельцами мусоровывозящих компаний. Система примерно везде одна и та же — договорные отношения.
По частному сектору мы написали письмо об установлении тарифа в 247 рублей. И экономически его обосновывали. В эти 247 рублей мы включали стоимость работы дворников, которые убирали территории контейнерных площадок. Я три месяца к этому шел, три месяца работал с населением и ТОСами. Но после ряда экспертных консультаций со специалистами комитета экономического анализа и ценового регулирования, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике приняли решение пока работать по рекомендованному муниципалитетом тарифу — 183,45 рубля.
О СМИ и открытости
— По поводу публикаций обо мне я добавлю, что мне всегда было интересно сотрудничать со СМИ. Есть вопросы? Вот мой сотовый телефон, я всегда открыт и не прячусь. Что-то интересует? Спросите! Я отвечу. Но нет, пишут: "Управляющая компания "Доверие" заморозила дом по Ленина, 35, памятник архитектуры". Я читаю эту статью, сидя в тепле, дома — как раз по этому адресу, где живут и мои родители! Конечно, потом редакция опубликовала наш комментарий. Но осадок, как говорится, остался…
О рабочем дне
— Мой будильник звонит в 5.38 утра. Просыпаюсь и поехал. В понедельник, среду и пятницу, если нет никаких совещаний, в семь утра я еду в спортзал, делаю зарядку. В восемь утра я уже на рабочем месте. И примерно в 21 час приезжаю домой. всем про себя говорю, что я — трудоголик и получаю от этого удовольствие. Не люблю выходные и не хожу в отпуск. В прошлом году попытался съездить, но мне через две недели стало скучно, и я вернулся на работу.
О Таиланде
— Там мусора много. И мне было очень интересно, как там все организовано. Например, все канализации — открытого типа, все идет по ливневкам. Соответственно, это запах. Рано утром весь мусор валом сбрасывают на обочины. А потом тайцы лопатами забрасывают его в грузовики.
О логистике
— Программного обеспечения, которое бы помогало мусоровывозящим предприятиям выстраивать логистику, как такового нет. В программе нельзя учесть, что, допустим, кто-то поставил бетонную плиту или в этом месте случилось ДТП и пробка. Вопрос оптимальной проработки маршрута мусоровоза решается только человеком. Есть карта, навигация, нормы накопления. Естественно, мы ногами протопывали весь маршрут. И потом перед картой рисовали оптимальные схемы движения.
Денис Сергеевич Сучков родился 10 декабря 1982 года в Барнауле. Отец — военный, мать — работник легкой промышленности. Девять классов Денис Сучков окончил в школе № 55. Затем поступил в технологический колледж. Увлекался программированием, электротехникой. Далее обучался в Алтайском политехническом университете и Алтайском госуниверситете.
Занимался в секции тхэквондо, входил в состав сборной Алтайского края, был призером чемпионата Сибири, занял четвертое место на чемпионате России. Два с половиной года обучался игре на гитаре в музыкальной школе.