Еще трое алтайских солдат, защищавших Смоленскую землю в годы Великой Отечественной войны, возвратились на родину

сентябрь 10, 2013

В начале сентября останки старшего  сержанта Василия Пацева и рядовых Федора Простокина и Якова Худякова с воинскими, духовными и гражданскими почестями захоронены в Бийске и Ельцовском районе. А доставил скорбный груз на родину поисковый отряд "Алтай", вернувшийся с 15-й Международной учебно-тренировочной Вахты памяти, посвященной 70-летию освобождения Смоленской земли от немецко-фашистских захватчиков.

Проводили душевно

Справедливости ради, надо сказать, что подняли земляков не алтайские поисковики, а их   коллеги из Смоленской области (поисковые отряды "Высота" и "Благовест") и Москвы ("Застава святого Ильи Муромца"). Но все они заранее (в мае-июне нынешнего года) обратились к командиру ПО "Алтай" Николаю Владимировичу Чайке и в "" с просьбой оказать помощь в розыске родственников и договорились с отрядом о транспортировке останков на родину.

Алтайские ребята, которые уже 12 лет работают на Вахтах памяти в разных районах Смоленской области и ежегодно привозят оттуда останки двух-четырех земляков, и на этот раз с честью выполнили почетное поручение. Не успев отдохнуть, прямо с поезда снова отправились в дорогу. Теперь уже по городам и весям родного края. 2 сентября в Бийске передали родным останки старшего сержанта командира отделения связи 920-го стрелкового полка 247-й стрелковой дивизии Василия Ивановича Пацева и рядового 586-го стрелкового полка сформированной на Алтае 107-й стрелковой дивизии Якова Уваровича Худякова. В тот же день вместе с родственниками, руководством и общественностью города проводили воинов в последний путь. А ранним утром 3 сентября   уже ехали в Ельцовский район, чтобы также с почетом похоронить Федора Ивановича Простокина, однополчанина Якова Уваровича Худякова.

Село Последниково, откуда уходил на фронт Федор Иванович, действительно последнее перед границей Алтайского края с Кемеровской областью. Здесь мало кто помнит воина. Почти вся большая родня перебралась в соседнюю область, но ради такого события наняла автобус и прикатила в Последниково…

Одним словом, душевно встретили, душевно проводили земляки всех троих алтайских защитников Смоленской земли, воздав должное и Якову Худякову и Федору Простокину,  сложившим головы в августе 1941-го под Ельней, когда битва с врагом за Смоленскую землю еще только начиналась, и погибшему два года спустя на завершающем этапе битвы у д. Суборь Кировского района Смоленской (ныне Калужской) области Василию Пацеву.

Две "Отваги"

Федор Простокин и Яков Худяков провоевали недолго, не успев даже написать домой писем с передовой, попасть во фронтовые донесения и наградные списки, но их мужеством и стойкостью, их примером, их кровью и жизнями в критический для Родины час приумножилась слава 107-й алтайской стрелковой дивизии. За бои под Ельней она получила почетное наименование 5-й гвардейской.

У Василия Пацева фронтовая биография гораздо длиннее и целых две "Отваги" – по солдатским меркам, считай, целый Герой. Одна из них, найденная при останках, и стала ключом к их идентификации.

25 ноября 2012 года во время проведения разведывательно-поисковых работ на территории Спас-Деменского района Калужской области бойцом поискового отряда "Высота" г. Десногорска Николаем Головкиным в 1 км от д. Суборь были подняты останки солдата с фрагментами медали "За Отвагу". Николай и его товарищи минут сорок  просеивали землю, пока нашли все фрагменты награды. Очистив и подогнав друг к другу обломки медали, сумели прочесть номер и обратились с запросом в наградной отдел Центрального архива Министерства обороны РФ. Оттуда ответили, что реконструированная поисковиками медаль "За отвагу" № 267790 26 мая 1943 года была вручена старшему сержанту, командиру отделения связи батареи 76 мм пушек Пацеву Василию Ивановичу (приказ по 920-му стрелковому полку № 13/н от 13 мая 1943 года). В приказе указывалось: уроженец Быстроистокского района Алтайского края, 1909 г. р., призван Бийским РВК, домашний адрес: Алтайский край, г. Бийск, Больничный взвоз,10". По документам учета безвозвратных потерь удалось узнать и дату гибели воина – 14 августа 1943 года, ФИО и адрес жены.

При дальнейшей работе в ЦАМО было установлено, что Василий Иванович был награжден медалью "За отвагу" дважды.

Начальник штаба ПО "Высота" Игорь Журавлев обмолвился об этом в переписке со мной, в комментарии к присланному фотопортрету В. И. Пацева, "подправленному" фотошопом: "Реально у Василия Ивановича было две медали "За Отвагу". Сам воевал, знаю, чего они стоят. Поэтому ребята сделали монтаж, поместив на груди у воина две "Отваги"…".

Игорь Владимирович упорно из уважения к награде и ее обладателю писал слово "Отвага" в наименовании медали с заглавной буквы.

А мы уже встречались!

С портрета смотрел серьезный, немного грустный симпатичный мужчина с продолговатым интеллигентным лицом. И я в очередной раз поймала себя на мысли, что уже где-то прежде встречала его фамилию, но не могу вспомнить где. А что если отгадка в наградном листе ко второй медали? Я разыскала его вместе с приказом о награждении личного состава по войскам Западного фронта № 0133 от 14 февраля в 1942 г. , я  сразу все вспомнила! Рассказом об этом человеке 30 ноября 2010 г. начиналась публикация бийчанина Сергея Горшкова :

Недавно в поисках сведений о своем деде Александре Герасимовиче Горшкове, связисте сформированного в Бийске 5-го дорожно-эксплуатационного полка, наткнулся в ОБД Мемориал на фамилию его ровесника-сослуживца старшего сержанта Пацева. Дед, как и многие из этого полка, после освобождения Ельни сгинул в ноябре 1941 года в Вяземском котле. А  Василий Иванович Пацев вышел из окружения и продолжал воевать.

Сергею удалось проследить фронтовой путь бойца, найти его наградной лист:

Пацев Василий Иванович, 1909 г. р. Алтайский край, Быстроистокский р-н, призван 25.06.1941 г. Бийским ГВК, рядовой… 5 ДЭП, 5 ДКР (дорожно-комендантская рота), начальник регулировочного поста № 4. Участие в обороне Спас-Деменска 2–3 декабря 1941 г. Награда "За отвагу" за успешное руководство вверенным подразделением при прорыве под Наро-Фоминском, в районе Апрелевки…


В записях из разных источников о месте гибели и захоронении В.И. Пацева есть значительные расхождения. Помимо д. Суборь, называются г. Спас-Деменск, д. Полянка и п. Бетлица Куйбышевского района Калужской области. Реально же останки воина 70 лет находились на боевых позициях в стрелковой ячейке, утверждает начштаба ПО "Высота" Игорь Журавлев и :

Комдив 247 дивизии генерал Мухин решил упредить противника, послать все три стрелковых полка навстречу наступавшим трем колоннам немецких войск. Так предвещался встречный бой на марше. 14 августа 1943 года наш 920 полк, получив задание выйти в лес севернее д. Суборь к отм. 236,5, походной колонной вошел в густой, высокий, поросший зарослями лес и пошел по лесной дороге выполнять очередное боевое задание...

Послесловие к поиску

Из письма бийчанки Светланы Юрьевны Карповой:

Пацев Василий Иванович – первый муж моей бабушки Пацевой Елизаветы Афанасьевны. У них было трое детей, но все умерли в годы войны. Однополчанин и фронтовой друг Василия Ивановича Мельников Алексей Георгиевич был комиссован по ранению в начале 1944 года, приехал в город Бийск и женился на вдове своего друга.

Вспоминая Василия Ивановича, они оба плакали: бабушка оплакивала погибшего любимого мужа, а дед – фронтового друга.

Портрет Василия Ивановича и фото, на котором он изображен с моим дедом на фронте, я бережно храню в альбоме. К сожалению, мои дед и бабушка не дожили до возвращения Василия Ивановича на родину. Бабушки не стало в феврале 1985 года, а деда – в октябре 2001-го.

Вот так причудливо порой переплетаются в жизни события и судьбы.

И все труднее с годами находить героев Великой Отечественной и устанавливать их имена, биографии и судьбы. В этом году поисковым отрядом "Алтай" из 13 человек на территории Духовщинского района Смоленской области было поднято 15 воинов, всей 15-й Международной учебно-тренировочной Вахтой памяти, в которой принимало участие более 600 человек, – 281 воин. Отрядом установлен 1 человек, Вахтой – 11. В основном по личным вещам и наградам, фамилиям и инициалам, выцарапанным на котелках, ложках, ножах, мундштуках. Бумажные вкладыши из солдатских медальонов и пришедшие им на смену в 1942-м красноармейские книжки не пощадило время…

Нашему отряду удалось почти невероятное – установить поднятого солдата по инициалам, дате рождения, начальным буквам в названии области, района и хутора на ноже и разыскать родственников погибшего. Но это уже другая история, которую я непременно расскажу в следующий раз.