Поучитесь за меня! Кто виноват в том, что студенты перестают самостоятельно писать рефераты?

январь 24, 2007

Учась в вузе, совсем не обязательно самому писать контрольные работы, рефераты, курсовые и дипломные. Это давно ни для кого не секрет. Найти человека, который возьмется за деньги выполнить любое задание, очень просто. Достаточно раскрыть газету с объявлениями, в которых есть специальные разделы: "Дипломы, курсовые, контрольные". Как правило, таким "бизнесом" занимаются частные лица по собственной инициативе.

Есть и другая сторона. Находятся люди, которые ставят это занятие "на поток". Корреспонденты "СК" откликнулись на объявление о приеме на работу сотрудников для написания курсовых, контрольных и дипломных работ и попробовали устроиться в штат такого "предприятия".

"Штатный писатель"

По телефону, указанному в объявлении, нам отказались предоставить информацию о работе. Пригласили прийти в офис и заполнить анкету соискателя вакансии. Наш человек явился по указанному адресу: пр. Строителей, 16, офис 408. На двери кабинета он увидел лишь название организации - "Алгоритм". О том, чем занимаются люди за этой дверью, можно было понять лишь по небольшому объявлению: "В связи с участившимися случаями заказа работ в объеме, заведомо недостаточном для раскрытия темы, вводятся минимальные объемы работы…"

Нашему "соискателю" предложили познакомиться с компанией. В информационном бюллетене сообщалось, что этот аналитический центр (!) работает на рынке 10 лет, имеет большой опыт в предоставлении таких "услуг", имеет филиалы в крупных сибирских городах и сейчас набирает штат и в Барнауле.

Затем нужно было ответить на вопросы анкеты - об образовании, трудовом стаже, хобби, увлечениях, уровне владения компьютером. А также оценить свои знания по различным предметам. Девушка, сидевшая в офисе, устно никаких подробностей о компании не сообщила, приняла анкету и сказала, что работодатель сам свяжется с соискателем в том случае, если он им подойдет. Еще мы узнали, что, если нашего человека примут в эту компанию, он будет официально трудоустроен, ему предоставят весь соцпакет. Работать он будет в офисе по графику - либо с утра, либо с обеда, зарплату будет иметь сдельную, но не менее 12 тысяч рублей.

Еще нам сообщили адрес веб-сайта, где можно узнать подробнее о компании, - . Слоган компании - "Оставь время для себя". Здесь мы нашли много интересного: примеры работ, бланки заказов, подробный прейскурант. ООО "Компания "Интеллект-сервис" зарегистрирована в Новосибирске и имеет офисы в самой сибирской столице, а также в Томске, Кемерове, Хабаровске и Барнауле. Фирма предоставляет даже гарантии на свои работы и обязуется в случае "незачета" подкорректировать свой труд в трехдневный срок!

Частники

В Барнауле хорошо развита и сфера частных "услуг". Написанием работ на заказ занимаются студенты старших курсов, выпускники вузов и сами преподаватели. Для них это хороший, хоть и нестабильный заработок. Пик спроса приходится на время сессий. По словам нашего источника из стана "писальщиков", в такое время в месяц можно "написать" на 30 тысяч рублей.

Наша героиня, Марина, занималась написанием контрольных работ в течение шести лет. После окончания истфака БГПУ она долго не могла найти работу с достойной зарплатой. "Поэтому и писала контрольные для двоечников", - шутила она про свое занятие.

- На этом "рынке" очень много таких мелких "игроков", как я, - рассказала она "СК". - Их условно можно разделить на две категории. Первые просто тупо скачивают работы из Интернета и берут за это небольшие деньги. Вторые, как я, подходят к делу ответственно. Ходят в библиотеки, собирают информацию, вдумываются, вчитываются. Первые "берут" клиентов скоростью и дешевизной работ, вторые - качеством.

Могу сказать, что очень немногих людей, которые крутятся на этом "рынке", можно назвать аферистами. Как правило, те, кто пишет работы, относятся к делу серьезно.

По словам Марины, большая часть "клиентов" - студенты-заочники. Также к "услугам" прибегают люди, получающие второе высшее образование: "У них, как правило, есть постоянное место работы, семья и нет времени на учебу. Есть и "хорошие" исключения. Например, такая ситуация: иногородний студент, учится на очном отделении, родители не имеют возможности поддерживать его деньгами, поэтому он вынужден работать, чтобы на что-то жить, и в то же время получать образование. Если они и позволяли себе "заказать" работу, то потом вдумчиво прочитывают ее и достойно защищают. У меня были такие "клиенты", которых я "вела" с первого и по последний курс!"

Закон и мораль

- Когда в газете выходило объявление с моим домашним телефоном, - рассказывает Марина, - я, честно говоря, боялась, что ко мне "нагрянет" налоговая. И однажды решила зарегистрироваться как частный предприниматель. Но мне объяснили, что этот вид деятельности не является оказанием образовательных услуг, и никакая лицензия и регистрация ну нужны… Так и сказали: "Пишете? Ну и пишите дальше!" Так что угрызений совести никаких не было, думала так: я частное лицо, которое по собственной инициативе оказывает "помощь" населению.

Мы обратились за комментарием к Юрию Холоденко, старшему преподавателю кафедры гражданского права АлтГУ, управляющему партнеру ООО "Юридический центр "Де-Конс".

- Этот вопрос в большей степени моральный, - считает он. - И мне, как юристу, интересно было бы увидеть хоть один договор с клиентом, в котором было бы написано, что ему в такие-то сроки за такую-то сумму напишут, к примеру, дипломную работу. И еще - акт приема и передачи "товара". Прочитав Законы "Об образовании" и "О высшем и профессиональном послевузовском образовании", можно прийти к такому выводу: да, в них прямо не говорится о том, что студент должен самостоятельно выполнять все задания. Но это можно понять, проанализировав ряд статей, касающихся обязанностей учащегося. Закон не обязательно применять прямо, его можно трактовать. И если бы обращение к таким "услугам" было законным, то студент был бы вправе требовать положительную оценку за работу, которую кто-то сделал за него. Так что ситуация двоякая. С одной стороны, закон прямо не запрещает что-то там писать, помогать кому-то в учебе, и это не является образовательной деятельностью. Если моральные принципы позволяют - ради бога. А с другой стороны, студент не имеет законного права обращаться к таким лицам. Если он воспользовался такими услугами, то преподаватель имеет право поставить ему неудовлетворительную оценку, даже если работа выполнена отлично.

Мнение преподавателей вузов: "Качество образования падает"

Виктор Поляков, декан физико-технического факультета АлтГУ:

- Я считаю, что это серьезная проблема сегодняшнего образования. Вызвана она спросом на данные "услуги": кому-то проще купить работу, чем выполнить ее. Я не считаю, что здесь есть вина преподавателей, это - их беда. Особенно тяжело приходится педагогам старшего поколения, которые оказались не готовы к стремительному развитию информационных технологий. Ведь еще 10 лет назад они не могли представить, что готовый реферат можно откуда-то там скачать!

Это проблема всех вузов мира, и нужно искать подходы для ее решения. Ситуация объективно сложная, понять, сам ли студент выполнил задание, порой бывает очень трудно. Преподавателю нужно очень хорошо ориентироваться в материале, быть в курсе того, что есть по этой теме в Интернете, чтобы иметь возможность отличить настоящую работу от подлога. Спасение - эксклюзивные, уникальные задания.

Нашему факультету в этом отношении повезло. У нас нет ни вечерников, ни заочников. Студенты выполняют лабораторные работы в присутствии преподавателей.

Валентина Мансурова, декан факультета журналистики АлтГУ:

- У этого явления есть две причины. Во-первых, снизился уровень требования к качеству образования. Отношения "преподаватель - студент" часто построены на формальной основе. Особенно это касается технических и коммерческих вузов. Преподаватели делают вид, что учат, студенты делают вид, что учатся.

Вторая причина - в уровне подготовки самих преподавателей, которые не могут отличить подлинник от лажи. Увы, но для этого могут быть и объективные причины: преподаватель "забегался", он вынужден работать на нескольких работах или брать несколько ставок, чтобы прокормить семью. А тут студент, который принес работу в последний момент, жалобно смотрит...

Мне приходилось встречаться с работами, которые студент выполнил не сам. Мне очень легко это понять, потому что я прекрасно знаю, что "крутится" в Интернете по каждой теме, и сразу вижу, что и откуда списано. Я, в общем, не против, что студенты используют качественные работы для написания своих, но сделайте хотя бы ссылку на источник! Так что многое зависит от квалификации преподавателя. Если он хорошо разбирается в своем предмете, то не опустится до того, чтобы принять "подлог", и найдет способ, как проверить реальные знания студента.

Пятерка будет?

Никто из тех, кто занимается написанием курсовых, контрольных и дипломных работ, не может дать гарантию, что "товар" будет принят и зачтен преподавателем в вузе.

- Не важно, за какие деньги она написана, - комментирует наша героиня Марина. - Даже если работа выполнена очень хорошо, она может быть оценена на два балла. Во-первых, не каждый заказчик удосуживается хотя бы прочесть работу перед ее защитой! А во-вторых, преподавателям, которые принимают такие работы, нужно сделать вид, что он "работает" со студентом - вносит предложения и дожидается внесения корректив.

Анна ВАЛЬЦЕВА.

P. S. Это явление, на наш взгляд, одна из причин так часто обсуждаемой сегодня проблемы снижения качества образования. Студент решает сам, заказывать работы или выполнять их самостоятельно. В первом случае он заключает сам с собой моральную сделку - экономит время, но получает качественный пробел в собственном багаже знаний. А это в свою очередь "аукается" на работодателях, которые сталкиваются с неподготовленными выпускниками, у которых тем не менее в дипломе стоят приличные отметки…