Оксана Васильева: демпинга летом на алтайском туристическом рынке не было

сентябрь 16, 2013

По данным Российского союза туриндустрии, в первом полугодии турпоток за рубеж из России вырос на 31,6%. Наиболее часто по-прежнему ездят в Турцию. В этом году туристов в самую популярную у россиян страну из Барнаула впервые возили сразу три туроператора. Турагенты в начале летнего сезона опасались, что это приведет к демпингу на рынке. Однако в итоге лето прошло для турбизнеса достаточно ровно, если не считать пары сюрпризов в конце. О них и прошедшем высоком сезоне в целом "ВД" рассказала руководитель алтайской сети агентств "Бюро горящих туров".


Анна Зайкова

Оксана Васильева
руководитель алтайской сети агентств "Бюро горящих туров":

Все три оператора ("Пегас Туристик", "Анекс Тур" и "Корал Тревел") в сезоне играли каждый по своим правилам. "Пегас" большую долю летних туров продал по акции раннего бронирования в январе – мае. Его коньком были короткие туры — на 7–11 дней. Но и конкуренты стабильно отстояли сезон на путевках по 14 дней. Омрачился конец сезона лишь в конце августа преждевременным снятием рейсов "Анекса" и "Корала" с начала сентября, хотя заявлены они были до начала октября.

При том, что часть рейсов из Барнаула "Анекс" и "Корал" выполняли на одном самолете, первый объявил о своем выходе с рынка значительно позже партнера. Мы задавали вопросы представителям операторов о возможном снятии, но получали мотивацию продавать туры. Однако неделей позже появились проблемы с туристами в связи с оповещением о снятии чартеров.

Например, нашим клиентам было важно, чтобы отель находился в 50 метрах от моря и за определенную цену. Мы долго его искали, а в итоге аннулировали за 10 дней до тура, когда у других операторов он был уже продан. То есть были заявки, которых мы просто лишились, вернув людям деньги.

Конец сезона всегда сопровождается снижением покупательной способности. Из-за этого туроператоры обычно несколько снижают цены в данный период. Но этот сезон охарактеризовался достаточно сдержанными скидками от всех операторов, а "Анекс" и "Корал" предпочли и вовсе снять свои рейсы и не нести убытки. 

Еще одной важной особенностью этого сезона под конец стало то, что одновременно с турецкими рейсами двух операторов из Барнаула сняли цепочку на Египет из Новосибирска. Как мы помним, из-за напряженной обстановки в Египте российский МИД "настоятельно рекомендовал туроператорам воздержаться от продаж туров по этому направлению". То есть, по сути, запретил продажу туров в косвенной форме. Российские операторы были вынуждены подчиниться.  

В итоге многие туристы отказались от путевок и им вернули деньги, а другим мы, турагенты, предлагали просто заменить точку направления на Турцию. Очень многие согласились. И сложилась ситуация, уникальная для последних пяти лет: билеты на самолет в Турцию из городов Сибири в продаже были, а в отелях мы испытывали колоссальный дефицит — они были куплены туристами с египетского направления по всей России.

Поэтому даже оставшемуся игроку на барнаульском рынке — "Пегасу" — было сложно продать билеты на турецкие чартеры в сентябре: отельной базы почти не было.

Однако за исключением этого форсмажора в конце лета сезон прошел довольно ровно и удачно. Существенного понижения цен не было и нет: на 8 сентября тур на двоих в Турцию можно было купить от 35 тыс. рублей, с отелем "три звезды" на пять ночей. В принципе, по 17 тыс. рублей на человека — не так много за такое предложение. Но люди ведь знают, что можно улететь и по 10 тыс. рублей на человека. Наши клиенты ждут, спрашивают горящие предложения, но пока их на рынке нет. Стратегию "Пегаса" на данный момент мы видим таким образом, что он не стремится насытить рынок дешевыми предложениями, дабы его не ломать. Есть лишь небольшие понижения цен на 3–6 тыс. рублей для стимуляции продаж, но не больше. Даже если рейс заполнен не до конца, туроператор не идет на более серьезное снижение. 

Так что в целом демпинга летом не было, несмотря на опасения вначале. Все операторы выстояли с нормальными ценами. Возможно, между ними существовала некая договоренность по принципам работы на рынке нашего небольшого города. "Пегас", "Анекс" и "Корал" грамотно рассчитали местную покупательную способность, как туроператоры Новосибирска: в Турцию там возят только пять-шесть компаний, раньше было гораздо больше. Всем стало ясно, что выше головы не прыгнешь.