сентябрь 17, 2013
11 сентября газета "Ваше дело" и Алтайский союз предпринимателей пригласили в конференц-зал ИД "Алтапресс" очередного успешного бизнесмена для общения с молодыми предпринимателями. На этот раз им стал Яков Кац, гендиректор сети "Киномир". Правда, для поддержании беседы в вопросах он не слишком нуждался. "Про кинобизнес я могу вам тут рассказывать еще где-то часа два", — честно предупредил он после часовой повести о кинотеатрах, кинопрокатчиках и киносеансах.
Яков Кац, директор сети "Киномир".
Анна Зайкова
Судя по его речи, свой уникальный для Алтая бизнес Кац создавал весело, бодро и напористо. Первоначальный капитал для этого у него был, спрос рос, а конкурентов не было. И нет до сих пор. Если какие-то трудности и были, то, видимо, они остались в прошлом. На выступлении Каца его зрители бесплатно получили примерно то же, за чем люди обычно идут на киносеанс: приключенческую сагу с неунывающим героем, его сплоченной командой и хеппи-эндом. "ВД" приводит наиболее любопытные эпизоды из рассказа нашего героя.
— Хотелось заняться тем, чем не занимается никто в нашем городе. Во-первых, потому что это было бы что-то новое. Во-вторых, для того чтобы было легче работать. Если это неконкурентный рынок, то тебе хорошо. Он прощает тебе все ошибки.
Кинотеатр, с которого мы начинали в 2002 году, — "Мир". На первом этаже в нем продавали игрушки и автозапчасти, на втором — хозяйственные товары, и иногда работал кинозал. Премьер в то время было мало, а серьезные прокатчики на наш рынок пока не вышли: они занимались городами-миллионниками.
В кинобизнесе не нужны оборотные средства. Все на предоплате: сначала вы покупаете билет, потом идете на сеанс. Но нужны мощные основные средства. Я начинал уже состоявшимся предпринимателем: до того я и рельсы в Китай возил, и удобрения, и чем только еще не занимался.
Голь на выдумку хитра. Делаете вы, например, хороший кинотеатр, стоит он несколько миллионов долларов. Если до этого вы зарекомендовали себя порядочным человеком, то вам дадут 800 кресел за 10% предоплаты, и вы потом рассчитываетесь. Необязательно везде использовать кредитные деньги. Надо пытаться использовать ресурс других людей. Сейчас собрать хороший кинотеатр можно, имея изначально 40–45% всей суммы финансирования. Для этого надо с чего-то начать. Я помню Ракшина, когда у него был один магазинчик напротив кассы "Аэрофлота" и ездил он на "Оке".
— Кино как самое доступное из искусств должно быть в шаговой доступности. Наш город соответствует по территории Милану, а это европейский мегаполис.
В 2005 году судьба занесла нас в кинотеатр "Родина". Это был исторический памятник, все помнят, в каком состоянии он находился. Мы сделали его практически точной копией кинотеатра, которым он был в 1941 году, когда его построили (за исключением памятника Сталину рядом и прямоугольной, а не круглой, формы колонн).
Первый цифровой кинотеатр в городе появился в ТЦ "Европа". Он получил оборудование в день премьеры фильма "Аватар". Тогда "цифру" захотели купить все и очередь за ней была месяцев восемь. По исследованию кинокомпании "Нева-1", к концу этого года все лидеры рынка кинопоказа в стране перейдут на "цифру". Мы же станем полностью цифровой сетью через две недели.
В 2012 году мы открыли пятизальный кинотеатр в ТЦ "Огни". Полностью цифровой. Изначально в проекте был трехзальный кинотеатр, потом мы уговорили хозяев центра до четырехзального, а когда его уже построили, решили сделать его пятизальным.
Сегодня у "Киномира" есть четыре кинотеатра на 2300 мест. Еще в городе работает кинотеатр "Матрица" — сейчас его владельцы перешли под крыло сети "Премьер-зал": эксплуатировать один зал очень тяжело. Кинобизнес становится сетевым, независимых операторов в России осталось примерно 40%.
— Мы реализуем проект совместно с международным брендом IMAX в строящемся ТЦ "Арена". Там сделаем кинотеатр с не менее чем восемью залами площадью около 5 тыс. кв. м. Один из них — настоящий зал формата IMAX. Высота в нем будет 14 м, ширина 22 м, длина 30 м. Зал от 300 до 350 мест. Это должно быть грандиозное зрелище с полным эффектом присутствия! Надеемся, что в 2014 — начале 2015 годов этот проект будет реализован.
В "Мире" мы недавно перенесли на второй этаж кинобар. На первом этаже будет кафе KFC — на нас вышли местные франчайзи с этим предложением. Среди претендентов также были Burger King (петербуржский франчайзи) и "Макдоналдс". Мы решили, что у нас будет KFC. Во-первых, это местные ребята, здесь живут, работают и инвестируют. А во-вторых, у них средний чек меньше, значит, народу будет больше!
Мы понесли культуру в массы: делаем пятизальный кинотеатр в Бийске. Снова уговорили на такое количество: поначалу речь шла о четырехзальном. Мы вообще предлагали семь. Также решили пойти в Рубцовск, в торговый центр компании "Мария-Ра" площадью 35 тыс. м. Тоже решили делать пять залов, хотя для Рубцовска, как нам говорят, это много. Посмотрим! Может, сейчас с Дальнего Востока люди после этого потопа соберутся и приедут жить в Алтайский край. У нас природа хорошая, люди хорошие. Закаленные.
— У нас работает человек, который является моим консультантом, — Михаил Кайзер. Он заложил первый кирпич в кинотеатре "Мир". Ему 89 лет. Он пользуется компьютером, электронной почтой и программой AutoCAD. Я не умею этой программой пользоваться. У нас в "Мире" аппаратная названа его именем. Мы бы и весь кинотеатр его именем назвали, но, наверное, название "Кинотеатр имени Кайзера" не поняли бы.
Недавно у нас был День кино, и особо был отмечен вклад наших ребят, которые за последние три года полностью освоили цифровую технику. Раньше, если у нас что-то с ней случалось, мы звонили в Москву, покупали специалисту билет, он за тысячу долларов разбирался с нашей проблемой и улетал. Сейчас у нас своих гениев достаточно.
В нашей компании именно в кино сегодня задействовано около 200 человек. При этом отмечу, что в сфере услуг, на мой взгляд, женщины лучшие менеджеры, чем мужчины. Они привязаны к постоянному месту работы и требовательнее мужчин. И работать с ними проще: понимают быстрее и воплощают более творчески.
Моя дверь всегда открыта настежь. Стиль планерок и собраний для нашего бизнеса чужд. Чем меньше людей, которые отвлекают других от работы, тем лучше. Я считаю, надо с каждым человеком общаться лично. В том, что касается кинотеатров, я занимаюсь всем от начала до конца, я понимаю в стенах, в проводке, стройке и прочем. Надо быть в курсе всех событий в твоем деле. Поэтому, когда где-то у нас происходит любое ЧП, все знают, что я должен узнать первым. День, ночь — неважно. Первому — мне.
Других увлечений, кроме работы, у меня особо нет. Если бы отошел от дел, полгода я бы занимался воспитанием детей и косил газоны, а вторые полгода — катался на лыжах.
— Иногда на нас обижаются за то, что мы крутим рекламные ролики по 10–15 минут перед сеансом. Но мы на них зарабатываем, и чем больше будет рекламодателей, тем больше мы будем надоедать зрителям перед просмотром фильмов.
50% с каждого вырученного от билета рубля уходит дяде, который предоставил фильм. Федеральные сети из первой тройки еще могут позагибать пальцы и договориться на пропорцию 51/49% (2% разницы — это очень много). Мы — нет. С полученных 50% мы платим налоги, аренду, содержим бизнес — и в итоге зарабатываем максимум 10%. Это с хороших блокбастеров. Остальное надо зарабатывать на попкорне, кока-коле и рекламе. А нас еще спрашивают, почему нельзя прийти со своими напитками. И ведь разница в цене по сравнению с магазинной у нас не 200% и не 100%! К тому же никто не знает, что за жидкость может быть в принесена в бутылке. А если кислота?
— Если я зайду в какой-нибудь обычный продуктовый магазин и в "Ленту", то увижу, что в последней выбор больше. Но все кинотеатры предлагают один и тот же продукт. Другого кино никто не дает. Что есть на рынке, то и показываем. Просто каждый знает, что нужно зрителю на его рынке. Если мы завтра переведем кинотеатр на арт-хаус, то вылетим в трубу. Пару попыток мы делали, но не увидели нашего зрителя. Да, сейчас есть возможность транслировать миланскую оперу на экранах кинотеатра. Но востребовано ли это? Мы считаем, что Барнаул пока не готов.
Доля европейского и российского кино сейчас снижается. И в России снижается также и посещаемость кинотеатров. Рынок растет только за счет того, что растет средняя цена билета. Но нам везет — у нас посещаемость растет. В нашей сети в прошлом году средняя стоимость билета была 173 рубля, в Новосибирске — 234. Хотя оборудование и кресла мы покупаем по одной цене.
— Расстраивает ли меня российский кинематограф? А вы видели "Легенду 17"? Я видел человека, пришедшего на этот фильм в хоккейной форме. Он кайфанул по ностальгии, по той черно-белой хоккейной коробке... Когда было минус 40 и никто не ходил в школу — все в это время играли во дворе в хоккей. Сейчас вот выйдет фильм "Сталинград". Это будет шоу — с грандиозным звуком, качественно отснятое. Если фильм соберет деньги, то что мне расстраиваться?!
— Наша страна в состоянии сна не находится. Просто многие люди себя недооценивают, где-то недорабатывают, и у них слишком рано опускаются руки. Надо быть крепче и начинать с малого. У нас столько всего не развито или находится в зачаточном состоянии! Если не быть оптимистом, то можно просто сразу лечь и умереть, и все про тебя забудут. Как оптимист я вам точно говорю: все будет хорошо!
— Читаете ли вы книги?
— Есть ли формула, по которой вы понимаете, что фильм будет успешным?
— Какова себестоимость одного киносеанса?
— Если когда-нибудь продадите бизнес федеральному оператору, чем будете заниматься?
— Как оцениваете роль вашей работы по привнесению культуры в массы?
— Есть ли у сети "Киномир" виды на кинотеатр "Россия"?
— Как вы искали финансирование на свое дело?
— Вас как бизнесмена и как зрителя не разочаровывает российский кинематограф?
С сетью "Киномир" нас связывают давние партнерские отношения. Сама компания была одним из первых корпоративных клиентов "Билайн" на Алтае, сегодня мы еще тесно сотрудничаем по вопросу размещения рекламы, проведения различных мероприятий для клиентов и собственных сотрудников. Как представитель телекоммуникационной отрасли особенно хочу отметить высокий уровень представленности компании "Киномир" в Интернете. У компании действительно очень хороший основной сайт, который постоянно дорабатывается с учетом новых тенденций, wap-страница, позволяющая легко с любого устройства получить доступ к расписанию, проработанная возможность покупки билетов онлайн. Учитывая бурный рост проникновения мобильного Интернета и смартфонов, а также растущую потребность современных людей оперативно получать любую информацию, все эти опции являются очень актуальными.
Я узнал о встрече буквально сегодня и сразу решил прийти. Всегда с энтузиазмом отношусь к возможности пообщаться с такими людьми. Опыт, которым они могут поделиться, становится частью механизма моего собственного развития. Когда видишь, как человек практически с нуля добивается таких результатов, когда наблюдаешь, как он не просто разговаривает, а реально что-то делает, это всегда мотивирует. Это, пожалуй, главное, что я вынес с этой встречи: заряд мотивации. Но не могу сказать, что я получил какой-то инсайт в плане секретов ведения бизнеса.
Мне было интересно. В свое время я занимался в школе "Я — предприниматель" консалтинговой компании "Эль-Консул", так что я интересуюсь такого рода вещами. Истории успеха тех, кто добился впечатляющих результатов, — это всегда интересно. Это значит, наверняка будет неординарный человек со своим видением мира. Так и получилось, Яков Кац показался очень любопытным человеком. К сожалению, не спросил у него, почему на его сайте, чтобы забронировать билет, надо обязательно сначала покупать какую-то карту: зашел на сайт "Киномира" уже к концу разговора.