Как спасать – решит диспетчер. В России вводится новый порядок оказания скорой медицинской помощи

сентябрь 20, 2013

С 1 января 2014 года скорую медицинскую помощь в России разделят на экстренную и неотложную. Приказ об этом летом подписала министр здравоохранения Вероника Скворцова. Решение о том, какой вид помощи необходим, будет скоро принимать диспетчер единой службы – высокопрофессиональный специалист, способный по телефонному разговору понять, какой именно уровень помощи нужен конкретному больному.

"Скорая помощь".
Михаил Хаустов

Новая инициатива Минздрава должна разгрузить бригады скорой – в экстренных случаях, которые составляют 30% от всего количества вызовов, бригада выедет немедленно, если же диспетчер решит, что жизни пациента ничто не угрожает, прихода врача придется подождать, время ожидания может составить до двух часов. Кроме того, на вызов не обязательно приедет врач – согласно новому порядку медицинские бригады могут состоять из фельдшеров. При не угрожающем жизни состоянии пациента вызов передадут дежурному врачу в поликлинику, где согласно приказу должны появиться кабинеты неотложной помощи.


Как отразится новый порядок оказания скорой медицинской помощи на пациентах? На эти вопросы отвечают эксперты нашего "Дискуссионного клуба".

Разгрузить скорую необходимо

Николай Невежин,
врач анестезиолог-реаниматолог станции скорой медицинской помощи Рубцовска:

Любая медицинская служба только декларационно бесплатна, а по факту требует больших вложений. Для увеличения финансирования все муниципальные учреждения здравоохранения передали на баланс регионов, но по факту цифры, затрачиваемые на их содержание, остались на прежнем уровне. Это минимум. Копейки.

Казалось бы, какое до этого дело пациенту? А вот какое: отток медицинских кадров сегодня невероятный. Качество специалистов, которые приезжают на вызовы, падает, поскольку имеющийся уровень финансирования может обеспечить гражданам только то, что к ним кто-нибудь да приедет. Собственно, для решения этой проблемы – разгрузки – и был введен новый порядок, разграничивающий полномочия мед­работников.

Население этой разницы заметить не должно. Так и должно быть. Ведь ежедневно в скорую поступает уйма непрофильных вызовов иногда только потому, что человеку лень самому идти в больницу. Разгрузить скорую необходимо.

Вопрос в том – будет ли принятый документ действовать, учитывая те проблемы, о которых я уже сказал выше? Увеличат ли поликлиникам финансирование? Неизвестно.

Не первая попытка

Александр Кунгуров,
заведующий экстренной специализированной консультативной помощью краевого центра медицины катастроф:

Разделить "скорую помощь" пытались и в советское время, но в итоге все упиралось в деньги: машин нет, врачи поликлиник разъезжать по вызовам днем не могут – некогда. Вот и сводилось все к одному и тому же: коли уж дежурит скорая, то и пусть всю работу, в том числе по неотложной помощи, выполняет.

Сейчас предпринимается очередная попытка все изменить. Воплотить эту идею в жизнь можно, только нарастив базу поликлиник. Ведь содержать выездную бригаду очень дорого. В свое время, еще в 1985 году, мне финны сказали: "Вы, русские, богатые люди – можете себе позволить возить врача на дом".

Надо понимать, что, даже если нововведения внедрят, есть множество нюансов. Например, после 20.00 разграничений быть не должно. В поликлиниках и так по вечерам врачей не хватает.

Кроме того, польза пациентам сомнительная. Кто будет распределять, кому направлять вызов? В состоянии ли диспетчер, принимающий звонок, правильно трактовать жалобу? Ведь срочная помощь должна оказываться  в первые семь-восемь минут. Неоднократно были такие приказы из Министерства здравоохранения, но ничего из этого не вышло, потому что очень сложно диспетчеру это определить.

Пациенты не заметят

Александр Лазарев,
председатель комитета АКЗС по здравоохранению и науке:

Новый приказ Министерства здравоохранения вступит в силу с 1 января 2014 года. Он не вносит кардинальных изменений в существующие порядки, но расписывает то, как все должно происходить. Скорая помощь теперь подразделяется на экстренную и неотложную. Документом не снимается ответственность ни с участковых больниц, ни с бригад скорой медицинской помощи, но уточняется,  где чьи полномочия. Пациент, по большому счету, изменений не заметит.

Новое постановление по­дробно расписывает даже то, по каким телефонам производятся выезды: 03, 103, 112 и новинка – короткие текстовые сообщения. В предыдущих версиях это не было обозначено.

Конкретно обговорены поводы для вызова экстренной службы: нарушение сознания, нарушение системы кровообращения, психические расстройства, внезапный болевой синдром, нарушение функций любого органа, травмы любой этиологии, ожоги, кровотечения, роды, угрозы прерывания беременности и др. В случае поступления таких вызовов по адресу направляется ближайшая общепрофильная бригада. Если звонок классифицирован как неотложный – выезжает врач поликлиники.

Еще одно разграничение: если вызов происходит в рабочее время, то им занимается поликлиника, во внерабочее – скорая помощь. 

Четко детализировано оснащение, штатное расписание, комплектация выездных бригад, полномочия сотрудников... Сегодня у медработников много вопросов: кто, как и куда должен выезжать. А поскольку ранее четких ответов не было: все сваливалось на скорые. Они же, бедные, захлебываются от такого наплыва. От этого и скорость, и качество страдают.

Ситуация в здравоохранении требует постепенных перемен. Новая модель – скорее идеология, ориентир. Мы сегодня далеки от того, чтобы приказ заработал сразу, в полном объеме, – слишком многое нужно изменить. Но со временем перемены произойдут. К тому же документ вступает в силу с 1 января, значит, у нас есть еще несколько месяцев, чтобы кое-что привести в порядок.

Опрос. Довольны ли вы работой скорой?

Андрей Антропов,
газоэлектросварщик:

В целом доволен, но не всегда. Бывает, вызовешь, а бригада полчаса не приезжает. За это время умереть можно. Но врачи всегда хорошие, опытные попадаются. Думаю, необходимо только улучшить оснащение автомобилей, заменить устаревшее оборудование.

Нина Куртова,
пенсионер:

В принципе, наверное, довольна. Если мне что-нибудь не нравится – я тогда звоню главному врачу и ему предъявляю претензии. Самое главное, что скорая приезжает, всегда они меня вовремя доставляли, всегда спасали.

Татьяна Михайлова,
педагог:

Недовольна. Недавно у внука была температура 40,5, скорая ехала сорок минут. Мы были в шоке, конечно. Первая бригада выехала вовремя, а вторую мы долго ждали – оказалось, что оператор неправильно передала адрес. Но это был единственный подобный случай. Я думаю, надо скорую закреплять за определенным районом, чтобы врачи успевали быстро приезжать к пациентам.

Сергей Родионов,
электрик:

Мне как-то, к счастью,  не приходилось пока пользоваться услугами скорой помощи, поэтому оценить не могу. Если у меня что-то болит, сам иду в поликлинику – я там электриком работаю, все врачи под боком.

Цитата

Мишель Фуко,
французский философ:

Медик занимает в пределах любого общества, любой цивилизации совершенно особенное положение: он повсеместно является предметом общественного внимания и почти всегда незаменим.