сентябрь 20, 2013
Как уже писал altapress.ru, летом текущего года фирма "Алтайский бочонок" отправила первую партию своей продукции в Нью-Йорк. По словам директора предприятия Ирины Смирновой, в контейнере находилось несколько тысяч деревянных бочонков под мед. После этого с американскими партнерами была достигнута договоренность о регулярных поставках.
Ирина Смирнова, руководитель фирмы "Алтайский бочонок".
Анна Зайкова
Предпринимательница говорит, что точно не знает, как в США будут использовать алтайские бочонки. Да это, похоже, ее и не очень интересует. Самое главное, новые партнеры настроены на большие объемы поставок, что для компании выгодно. Корреспондент "СК" побывала на этом предприятии, чтобы увидеть, где производятся алтайские бочонки, которыми заинтересовались на другом континенте.
Компания "Алтайский бочонок" находится в небольшом и неприметном здании в барнаульском сосновом бору. Сейчас Ирина Смирнова арендует там помещение площадью примерно 300 кв. метров. Предприятие за все десять лет своего существования ни разу не переезжало, только постепенно расширялось. Сейчас у него есть отдельные помещения под токарный и столярный цехи, кухню, кабинет директора и другие.
Руководитель предприятия показала производственные цехи, но фотографировать их не разрешила.
– У нас часто спрашивают, как мы с помощью токарного станка делаем наши бочонки. Но это коммерческая информация, – объяснила она.
Предприятие производит бочонки из цельных кусков дерева. По словам Ирины Смирновой, этой технологией многие компании на рынке не владеют, что обеспечивает фирме конкурентное преимущество.
– Бочонки из цельного куска дерева более надежны, чем те, что собраны из отдельных дощечек. Они точно не рассохнутся и не рассыпятся со временем, – говорит она. – Правда отходов древесины больше. Но мы используем ее для производства других изделий, а опилки отдаем знакомым. Мы освоили такую технологию с момента открытия. Был один знакомый мастер, который научил. Сам он бизнесом не занимался – не хватало упорства и финансов.
Около 70% продукции, которую производит "Алтайский бочонок", отправляется за пределы края. Поэтому можно считать, что компания работает на российский рынок, а в последние два года продает продукцию и за рубеж – в Узбекистан, Казахстан, теперь и в США. Основные покупатели – фирмы, которые занимаются переработкой меда. Среди алтайских это "Алтай-Старовер", "Нектар", "Мед Алтая", "Алтайский букет", "Ульеград" и другие. Они фасуют в бочонки мед и поставляют их в магазины, в том числе и в торговые сети. Поэтому изделия "Алтайского бочонка" можно увидеть в магазинах "Лента", "Ашан" по всей России. Часть продукции покупают пчеловоды, еще часть заказывают для корпоративных подарков компании, которые с пчеловодством не связаны.
– Когда люди покупают бочонок с медом, они в первую очередь покупают именно бочонок, а не мед, – уверена Ирина Смирнова. – Судите сами: если человеку нужен мед, он может его и в банку стеклянную налить. А мед в бочонке чаще всего берут в подарок.
При этом бочонки без меда, по словам Смирновой, тоже не пользуются спросом – в этом она убедилась на практике.
Ирина Смирнова говорит, что сильной конкуренции на рынке нет, так как производителей не очень много. Немалая часть мастеров работает на дому и не зарегистрирована в качестве предпринимателей. Они производят небольшой объем бочонков, продают их самостоятельно. Сейчас, когда "Алтайский бочонок" уже заработал себе репутацию, даже не приходится искать клиентов.
– Они сами нас находят, – говорит Ирина Смирнова. По ее словам, американские партнеры вышли на компанию тоже сами.
Поисковая система в Интернете выдает сайты около десятка предприятий, которые производят деревянные бочонки. Для многих из них это не единственный вид бизнеса. Некоторые производят широкий спектр деревянных изделий начиная с ложек и заканчивая мебелью, другие параллельно занимаются пчеловодством. Есть несколько таких компаний и в Алтайском крае. Среди них – "Пасеки Предгорья", "Алтай-Снаб" и другие. В европейской части России, как правило, предлагают бочонки из липы. А на Алтае их чаще делают из сосны и кедра. Кстати, американские партнеры "Алтайского бочонка" раньше закупали изделия у производителя из Башкирии, но потом у них что-то не заладилось.
"Алтайский бочонок", оправдывая свое название, специализируется именно на производстве бочонков. На данный момент, по словам Ирины Смирновой, компания выпускает около 20 наименований продукции. Это бочонки разного размера, деревянные ложки, рамки для ульев, которые производятся из остатков древесины. Компания планирует расширять ассортимент, работа в этом направлении уже ведется.
– Сейчас мы пробуем делать штофы под медовуху. Заготовки есть, но разработка еще не завершена, – говорит предпринимательница. – Вообще, у нас часто спрашивают, почему мы не производим оконные рамы, двери, мебель из дерева. Наше оборудование это позволяет. Вот, например, кресло, на котором я сейчас сижу, сделали мои сотрудники мне на день рождения. Но развивать это направление, значит, отвлекаться. Нужно будет искать клиентов, начинать с начала. На данный момент меня все устраивает, как есть. Мы развиваемся за счет увеличения производства и сбыта основной продукции.
В "Алтайском бочонке" работают 10 человек, из которых восемь – мужчины. Ирина Смирнова говорит, что она не только управляет компанией и занимается "бумажной работой", но и участвует в производстве.
– Делать бочонки нетрудно, но это очень кропотливая работа. Сейчас я на предприятии разве что доски не пилю. Станков, честно говоря, боюсь, – смеется Ирина Смирнова. – Я контролирую производство. Когда у нас срочный заказ и сотрудники что-то не успевают, то могу шлифовать, раскрашивать изделия, опаливать медведей, чтобы они приобрели темный цвет, приклеиваю ручки на крышечки. Но самое главное – отслеживаю брак. Потому что, если что-то будет не так, то вся ответственность ляжет на меня.
Ирина Смирнова еще и выполняет функции дизайнера на своем предприятии. Например, три года назад она разработала новую форму упаковки для меда – деревянный горшочек. Говорит, что сутки не спала – очень хотелось придумать что-то новое. Вдохновил ее мультфильм о Винни-Пухе. Ведь его главный герой ел мед исключительно из горшочков, правда, они были глиняные.
Ирина Смирнова рассказала, что у нее два высших экономических образования (АлтГУ и Львовский государственный университет) и бизнесом она занимается всю жизнь.
– Раньше у меня была сеть продуктовых киосков на пр. Ленина в Барнауле, но со временем этот вид бизнеса себя изжил, – говорит Смирнова. – Я мечтала открыть свое производственное предприятие. И в определенный момент нашла свою нишу. У меня был небольшой стартовый капитал. Кредитами мы никогда не пользовались, потому что я против них. Всегда работали и работаем на собственном обороте. Начинали с производства бочонков полностью вручную. Делали штук 100 в месяц и этому радовались. Потом я купила станки, сама их везла на машине из Москвы! И сейчас мы 100 бочонков в среднем производим за день. Мне всегда в работе помогал и помогает мой супруг, без него этого бизнеса не было бы.
Мы гордимся тому, что Ирина Смирнова является членом нашего союза. Она производит действительно качественные бочонки под мед. Я знаю производителей, которые ставят в свои бочонки пластиковые стаканчики, потому что сами деревянные изделия у них протекают. Продукция "Алтайского бочонка" не имеет таких недостатков. Ирина Смирнова поставляет большой объем бочонков в Казахстан, Америку, Европейскую часть России, там они тоже ценятся.
Цена бочонков колеблется от 60 до 200 рублей в зависимости от объема. Таким образом, оборот предприятия, по подсчетам "СК", составляет порядка 300 тыс. рублей в месяц.
2–2,5 тыс. бочонков производит компания "Алтайский бочонок" за месяц.