сентябрь 24, 2013
Несколько месяцев назад в одном из самых известных интернет-агентств Барнаула "Митре" был назначен новый генеральный директор. Им стал Михаил Фаст — человек, которому нет еще и 30. Свою работу в новой должности он начал с непопулярных шагов — сокращения штата, пересмотра зарплаты сотрудников, а также заявил, что собственный офис интернет-агентства будет продан. В последние годы "Митра" начала отставать от более "молодых" веб-компаний. Михаил Фаст рассказал "ВД", как будет с бороться с этим отставанием, а также о том, почему дешевые сайты в основном не эффективны.
Михаил Фаст.
Анна Зайкова
- "Митра" очень старая компания, легендарное интернет-агентство Алтайского края. В последние годы мы шли в ногу со временем, но иногда немного отставали. Сейчас наша задача полностью наверстать упущенное. В последние годы некоторые компании, такие, как "Сибирикс", "Ай Ти Констракт", стали развиваться быстрее и завоевывать рынок. Мы развивались, конечно же, но не так быстро, как они. Одна из наших главных задач — выйти по Сибири на первое место, превзойти компании, которые сейчас впереди нас. Будем наращивать темп.
- Во-первых, мы ориентировались преимущественно на местный рынок. Во-вторых, в компании стали появляться признаки бюрократизации - довольно много лишних должностей. Я побывал на трех-четырех руководящих должностях в "Митре", постепенно поднимался по карьерной лестнице, но объем работы от этого сильно не менялся, наоборот происходило некое затуманивание. Решение от разработчика до директора проходило пять-шесть стадий, что замедляло решение вопросов. Это, пожалуй, главные причины, которые я могу назвать.
Мы начали работать над нашими слабыми местами: провели реорганизацию. Сейчас кабинет директора всегда открыт. Ребята заходят постоянно, что-то спрашивают, разговариваем. Любой сотрудник может со мной посоветоваться, если у него что-то не получается.
- Есть такие руководители - кризис-менеджеры. Я, наверное, один из них. Когда в начале лета я стал работать исполнительным директором, но уже с полномочиями генерального (это была своеобразная стажировка), компания находилась не в самом лучшем состоянии.
- Нет, думаю, это нельзя назвать кризисом. Скорее, трудная ситуация. Периодически любая компания нуждается во встряске.
- Финансовые поступления не росли, проектов было недостаточно, сроки их реализации затягивались, появились задержки в зарплате. Мы поняли, что люди вроде бы как и есть, а пользы от них нет. Таких пришлось сократить. Кроме того, мы пересмотрели размер оплаты труда, что тут же дало свои результаты. Были сотрудники, которых пришлось снять с руководящих должностей. Они отнеслись с пониманием.
Я объединил должности руководителей проектов, которые раньше курировали их реализацию, с функциями менеджеров по продажам, которые занимались только продажами. База знаний была примерно одна и та же у всех. Но менеджер по продажам что-то продавал, пропуская через призму своего восприятия, потом рассказывал это проектному менеджеру, тот что-то рассказывал разработчику — слишком много этапов. После объединения сотрудники стали продавать на значительные суммы и хорошо вести проекты.
- Немного, около 10%. А вот количество должностей сократилось заметно: примерно на 30%.
- Время требует перемен. Может быть, это стечение обстоятельств, но с с тех пор, как я стал управлять компанией, продажи выросли в два раза, проектов стало больше — думаю, это положительные итоги реорганизации. Мне кажется, сейчас у менеджеров появилось больше желания работать. Я их постоянно мотивирую, раздаю различные "плюшки".
Кстати, отдел разработки меньше всего "пострадал" от реорганизации: состав разработчиков совсем не уменьшился, а наоборот, штат растет. Там всегда отдача была на 120%. Когда нужно, ребята берут работу на выходные, приходят пораньше.
- Самая главная причина в том, что свой дом для интернет-агентства — это не мобильно. Когда растет коллектив компании, офис, к сожалению, не становится больше. Кроме того сейчас у "Митры" новая стратегия, которая требует вложений в маркетинг. Мы планируем выходить на российский рынок, открывать представительства в других регионах. Продвижение будет довольно затратным. Чтобы не привлекать кредитные ресурсы, сторонних инвесторов, мы решили реорганизовать свой капитал: дом превратить в инвестиции. Свой дом — это хорошо, но в нашем случае, продажа — лучшее решение.
- Я наемный сотрудник. У меня есть обязательства перед компанией. Входить в состав учредителей "Митры" не планирую.
- У меня широкий круг полномочий и обязанностей. Но какие-то слишком кардинальные перемены или определенные стратегические задачи мы решаем совместно с учредителями.
- Очень активно. У него много друзей, заказчиков в Москве, он переключает их на "Митру". Денис не появляется в офисе каждый день, но делает для нас все, что может, всегда готов помочь. Сейчас он живет в Барнауле. Думаю, он останется здесь надолго. Работать со всей Россией и другими странами можно из Барнаула без особых проблем. Я раньше тоже думал, что надо ехать в Москву, а потом — нет. Люблю Алтайский край, Барнаул. Здесь прекрасно можно жить и делать те же деньги, что и в Москве.
- Да, такие сложности есть. Иногда московские заказчики не хотят работать с регионами как раз по этой причине. Потому мы и открыли представительство в Москве, теперь там есть наш сотрудник, который может встретиться со столичным заказчиком тет-а-тет.
- Абсолютно согласен с "панками". Могу подтвердить на 100%. Сами недавно столкнулись с похожей ситуацией. Одному из самых пафосных московских клубов, мы предложили отличную концепцию дизайна для сайта. Нашу работу мы оценили в определенную сумму, потому что действительно очень крутая идея. Но заказчик сказал, что готов купить, но за сумму в 10 раз меньшую. На такую цену не согласны мы.
Объясняем, просвещаем заказчиков. Например, проводим семинары каждые несколько месяцев. Стоимость услуг все меньше зависит от местоположения компании, а больше от самой компании, от ее возможностей, опыта и позиционирования. У "Митры" цены не самые высокие. У некоторых наших коллег они значительно выше.
- Наши заказчики — это компании, сменившие трех-четырех разработчиков. Они сначала делают сайт за 2 тыс. рублей, потом за 30 тыс. рублей, а потом приходят к нам. Сайтов за 2 тыс. рублей, приносящих деньги, очень мало. Даже если они продвигаются в "Яндекс.Директ", их все равно немного.
Я бы не стал зацикливаться именно на цене. Главное — грамотно сделанный сайт. Зачастую такие сайты могут сделать только опытные агентства. За знания, опыт, компетентную работу приходится платить.
Один человек, если он не гений, не может полностью продумать и сделать отличный сайт с ориентацией на пользователя. Для этого нужен отдел разработки, проектировщики, которые будут все моменты продумывать. Так называемые page (одностраничники) для приема заявок "Митра" тоже делает недорого. Сайт-визитку, где есть три-четыре уровня, уже надо продумывать.
Например, сайт одного из барнаульских ресторанов был сделан за 20-25 тыс. рублей. Я знаю цену, потому что писал разработчику, спрашивал, сколько стоит, было интересно. Сайт неплохой, но он не продает, то есть не выполняет свою функцию. Я хожу по меню, а там "шапка" одна и та же остается. Внизу что-то меняется, но я этого не вижу. Нюансов много. Где лежит этот сайт за 2 тыс. рублей? Скорее всего, на хостинге того, кто его разрабатывал, и забрать его оттуда уже нельзя. Или там такой модуль управления, что наполнять его довольно сложно или вообще невозможно.
Один довольно крупный торговый центр в Барнауле сделал себе сайт. Он обошелся владельцам в 18 тыс. рублей, и он ужасен. К тому же там сверху написано "Мы продаем домен". Я спрашиваю у директора: "Вы продаете домен?". Он говорит, что нет, сайт просто взломали. Грустно, конечно.
Не так давно один наш заказчик решил сэкономить: заказал сайт у одного местного интернет-агентства. Мы зашли на их сайт в "Митре" с трех компьютеров и тут же его "уронили". Три человека (!) "уронили" сайт - так точно не должно быть.
- Конечно же разработчик должен осуществлять поддержку сайта после сдачи. Сейчас мы очень плотно работаем с компанией "Алтайвитамины", сделали им три сайта. Большие бюджеты ушли на рекламу и пиар. Мы ведем этот проект, отслеживаем заказы, смотрим, когда подъем, когда спад, анализируем причины. Уже в первый день запуска сайта были совершены первые продажи. Сайт обязательно должен продавать, в этом его основная функция.
- Да. Это нормально, человек вкладывает деньги, хочет, чтобы они вернулись. Непорядочно бросать заказчика на произвол судьбы. Нам иногда звонят с вопросами люди, которым мы делали сайты три-четыре года назад. И мы им помогаем.
- Если нет денег, то можно идти любым путем. Есть довольно много способов бесплатного продвижения в интернете, но они, как правило, занимают довольно много времени (здесь уже можно задуматься, насколько они получаются бесплатными). Эффективность такого продвижения зависит от того, какой человек будет этим заниматься. Быстрых результатов здесь не будет.
- "Митра" регулярно участвует в госзаказе, делает сайты для госструктур. Зачастую у таких учреждений сайты неудобные, на них ничего невозможно найти, на пользователя не ориентированы. Вы пытаетесь решать эту проблему или действуете по принципу "заказчик всегда прав"?
- Есть определенная сложность в работе с госструктурами, обусловленная их спецификой, как, в прочем, и с любой организацией. Всегда идем на компромисс. Правило "клиент всегда прав" здесь не всегда работает. Переубедить получается, но не всегда. Для сайта администрации края мы нарисовали довольно много концепций дизайна в поисках оптимального решения. Последняя, минималистичная версия, была утверждена. С госструктурами работать интересно. Когда меня знакомые спрашивают, для кого мы делали сайты, я привожу примеры довольно крупных коммерческих компаний. Мне отвечают, что не знают эти компании. Наверное, из-за специфичности их бизнеса. Тогда я говорю: "Хорошо. Мы делали сайт администрации Барнаула и прокуратуре". И замечают: "О, это серьезно".
- Рынок веб-разработки развивается бурно, никакого кризиса на нем нет. Появляются новые направления, компании выделяют на маркетинг в Интернете все большие бюджеты. Рынок растет, и будет расти еще очень долго. Интернет, конечно, не сможет заменить телевидение, но станет ему достойной альтернативой в плане рекламы. Я знаю много примеров рекламных компаний, заточенных под веб, которые были очень эффективными. Результаты оказались намного лучше, чем если бы они проводились по телевидению или в наружке.
- Мы планируем открыть свои представительства в столицах других регионов. Эта ниша интересная. Во многих регионах недостаточно качественных интернет-агентств. Я не знаю, по какой причине так сложилось, что в Алтайском крае их как раз наоборот сосредоточено много. Почему бы не открыть свой офис на Дальнем Востоке, например, найти там представителя, который будет встречаться с заказчиками, искать их для "Митры"? Клиенты там есть, их везде очень много. В том же Екатеринбурге, например, выделяются колоссальные бюджеты на веб-проекты, а интернет-агентств там мало.
- У меня давно появилась идея собрать представителей всех ключевых веб-разработчиков в крае, сделать что-то вроде веб-комитета, который будет просвещать заказчиков, например, на совместных семинарах. Это важно для развития веб-культуры в целом. Мы можем дружить, мы не конкуренты. Почти у всех у нас разная ценовая политика, разные категории заказчиков, разные задачи.
- Одна крупная алтайская торговая сеть заказала интернет-магазин у какой-то московской компании за бешеные деньги. Согласен, им сделали отличный интернет-магазин. Но они почему-то стали рекламировать его исключительно в наружке. Мне кажется, это совсем неправильно, я говорил с их маркетологом об этом. Наружка — это здорово, но ее не видит целевая аудитория этого проекта. И по моим ощущениям этот магазин не работает. Самый яркий пример, когда я как-то задал вопрос в "онлайн консультанте" сотруднику в этом интернет-магазине, а ответ следующего содержания получил лишь через восемь часов: "Здравствуйте, что вы хотели?" Как-то это грустно. Несложно ведь посадить одного человека на сайт, он задержит покупателя.
Михаил Фаст родился 27 мая 1985 года. Высшее образование получил в Алтайской педагогической академии по специальности "Преподаватель информатики". Преподавал IT-дисциплины в Алтайском промышленно-экономическом колледже, возглавлял там кафедру. У Михаила также был опыт работы санитаром в лечебном заведении для душевно-больных людей, барменом, помощником детского психолога, курьером-программистом, дворником, водителем трамвая.
В "Митре" работает несколько лет. Начинал с позиции руководителя проектов, через год возглавил отдел разработки, еще через год стал исполнительным директором, теперь является
генеральным директором. Сейчас в "Митре" работает около 25 сотрудников, компания одновременно ведет 20-30 проектов, пять-шесть проектов сдается в месяц.
Михаил Фаст женат, воспитывает двоих детей.