Как и сколько зарабатывают алтайские предприниматели новой волны?

сентябрь 26, 2013

Много раз говорилось: предпринимательская хватка есть только у трех-пяти процентов людей. Место остальных – работа по найму. Тем не менее случаи, когда бывшие наемные работники создают свое дело, сегодня не редкость. Получается ли у них заработать на жизнь? Два начинающих предпринимателя – Александр Бочаров и Дмитрий Борковский из села Островное Мамонтовского района – рассказали, как они организовали свое дело.

Лошади.
Михаил Хаустов

Разведение и прокат лошадей

Серый в яблоках Мураш мотает головой, словно встревая в наш разговор, как ребенок, который жаждет внимания. Мураш – одна из 19 лошадей предпринимателя Александра Бочарова. Среди подопечных Александра Юрьевича есть три пони – все они, как и лошадки обычных размеров, трудятся на хозяина. Сдача в прокат лошадей – часть бизнеса семьи Бочаровых.

А вот красотка Журбетта орловской рысистой породы. Темно серая с белой звездочкой на лбу. По тому, как себя держит кобыла, как грациозно она двигается, видна порода. Осенью прошлого года она взяла первый приз на бегах в честь 75-летия края. Журбетту в хозяйстве держат не для бизнеса. Для души.

Александр Бочаров полюбил этих прекрасных животных еще в детстве. Про его привязанность знали, видимо, многие – не скроешь: дед невесты подарил ему на свадьбу не что-нибудь, а именно лошадь. Получается, и любил, и в хозяйстве держал, но зарабатывать на лошадях, похоже, и в голову не приходило. А вот жизнь подсказала.

18 лет он крутил баранку в местном колхозе имени Ленина. И тут нагрянула реорганизация хозяйства. Потерял работу, пошел в местный центр занятости, пообщался, подумал и решился круто свернуть с наезженной колеи: заняться своим делом. Ну, чем черт не шутит? Не всю ж дорогу на дядю работать. Да и возраст самое то: под 40.

– Александр Юрьевич, лошади и село – два, казалось бы, неотделимых "понятия". А здесь кто-нибудь еще прокатом занимается? – спрашиваю я.

– Нет, только я.

Монополист на рынке

Уникальная услуга и отсутствие конкуренции – одни из условий роста нового дела. Может, факт этот и общеизвестный, но сплошь и рядом о нем забывают. Один из самых, пожалуй, популярных новых бизнесов, со­здающихся сегодня в алтайских селах, – разведение КРС, птиц и свиней. Дело это хорошо знают владельцы частных подворий, но оно порой сильно страдает от колебания цен.

И все же уникальность – только одно из условий. Затрат, как ни крути, все равно не избежать. Бочаров, когда повернул руль в сторону от прежней жизненной колеи, составил с помощью работников центра занятости бизнес-план, защитил его в районной администрации и получил субсидию – 58,8 тыс. рублей. Сумма не бог весть какая, но возвращать ее не надо. На нее и купил свою первую "прокатную" лошадь – пони.

Отрабатывать инвестиции четвероногая труженица начала летом 2010 года: катать детей в районном парке. Постепенно табунок разрастался, появились рабочие лошади обычных размеров, а предприниматель вышел за пределы района. Нынче его непарнокопытные работники катают народ у соленых озер в Гуселетово, что в Романовском районе, и в одном из парков Барнаула, где он построил для двух пони что-то вроде небольшой конюшни.

Экономика проката

Плата за прокат у Бочарова, надо сказать, немаленькая: 100 рублей за 10 минут. Но на этой территории он пока, как вы поняли, монополист, отсутствие конкуренции плюс спрос у отдыхающих позволяют держать цены. Сколько конкретно удается заработать, Александр Юрьевич не говорит, но с моим предположением, что лето кормит год, в целом соглашается. Хотя и добавляет: еще одна статья доходов – продажа поголовья. Сегодня он размышляет о конном туризме, но это еще только планы.

– Александр Юрьевич в 2012 году организовал три рабочих места и на каждое получил субсидии от центра занятости, а в 2013 году трудоустроил еще троих, – комментирует Нина Барабанова, руководитель центра занятости Мамонтовского района.

– Легко ли в селе найти бухгалтера?

– В районе есть предприниматели, которые оказывают эти услуги. Они ведут бухгалтерию, напоминают, когда платить налоги, сдают отчеты. Плата небольшая – всего 200 рублей в квартал, – поясняет Нина Александровна.

– В этом году сильно увеличились страховые взносы в социальные фонды, вас это не смущает? – это я уже предпринимателю вопрос задаю.

– Вообще, смущает. Поэтому думаю еще год продержаться, а там будем смотреть, – отвечает он.

Факт

С 1 января 2014 года для индивидуальных предпринимателей будут снижены размеры обязательных взносов в страховые фонды.

ИП с годовым доходом до 300 тыс. рублей будут исчислять сумму страховых взносов исходя из величины одного МРОТ. Страховые взносы составят 19 425 рублей в год (в настоящий момент 35 664 рубля). Если же доходы превышают 300 тыс. рублей, страховые взносы будут рассчитываться исходя из одного МРОТ плюс 1% от суммы превышения пороговой величины, но не выше предела, рассчитанного из восьми МРОТ. Пониженные социальные взносы преду­смотрены будут и для крестьянских (фермерских) хозяйств: из расчета 1 МРОТ (сейчас расчет ведется из 2 МРОТ).

Перепелиная мини-ферма

Если конезаводчик Александр Бочаров о размерах своих доходов особо не распространяется, то 25-летний Дмитрий Борковский, еще один начинающий предприниматель из села Островного, не скрывает: ему удается заработать 15–20 тыс. рублей чистыми. В месяц, конечно.

Дело, которое кормит всю его небольшую семью (он, жена и трехлетний ребенок), тоже для района вполне себе уникальное: разведение перепелов. Перепелиных мини-ферм такого уровня в районе нет, если кто и выращивает этих птичек, то лишь для себя и родственников, рассказывает он.

Собственно, идею подкинул молодому человеку брат. Отслужив в морфлоте, Дмитрий работал в райцентре продавцом сотовых телефонов. Но однажды задал себе вопрос: зачем я мотаюсь ежедневно в район, когда можно попробовать свое дело здесь, дома? Очевидно, идея брата упала на готовую почву. Дмитрий подобрал литературу, причем больше всего советов обнаружил в великой книге знаний – Интернете.

Как и Бочаров, он написал бизнес-план, защитил его и получил субсидию от центра занятости. Затем купил оборудование, вместе с отцом построил теплое помещение для своих пернатых. Первых птичек приобрел в Барнауле, после чего дал рекламную статью о пользе продукции в местной газете. Ничего не скажешь – все грамотно.

– После этой статьи мне стали звонить, заказывать, сегодня клиентская база уже наработана, – говорит он.

На мини-ферме Борковского – 550 взрослых перепелок и еще порядка пяти сотен – молодняк. Всем им нужно правильное освещение, хорошая вентиляция без сквозняков, вода, температура, особые корма – в общем, работа совсем не для ленивых. Мини-ферма выдает примерно 350 штук пестрых яиц в день.

– Корм – это здесь самое главное. Я нашел поставщика хорошего корма, и у нас 25 самок дают 23 яйца, – поясняет Дмитрий.

Суть бизнеса более или менее проста: предприниматель продает перепелиные яйца (25 рублей за десяток) – расходятся они, надо сказать, без проблем. Он сам развозит эту диетическую продукцию потребителям по заказам. Еще какой-то доход приносит продажа птичек на мясо – на это идут самцы двух месяцев от роду, и их забирают в одном из местных кафе.

Открыл свое дело Дмитрий в 2012 году. И в том же году он подал заявку на грант в районную администрацию по программе поддержки начинающих предпринимателей. Ну и стал одним из двух счастливчиков, получивших муниципальный грант – 125 тысяч рублей. Впрочем, в районной администрации считают, что дело не в везении: парень просто ответственный.

– На средства грантов мы приобрели новое поголовье, кондиционер, клетки, бензиновый генератор на случай отключения света – здесь это не редкость. Инкубатор тоже был приобретен на средства гранта. Поголовье хочу увеличить как минимум в три раза, – рассказывает Дмитрий Борковский.

А ведь мог бы получать пособие по безработице (5–6 тысяч рублей) и не напрягаться.

Справка

Центр сельскохозяйственного консультирования края.

На безвозмездной основе оказывает весь спектр консалтинговых услуг

в сфере агробизнеса. Тел.: 636-840, 636-909.

Управление Алтайского края по развитию предпринимательства. Тел.: (3852) 24-22-42, 24-13-16. Бесплатная юридическая помощь: (385-2) 38-05-67.

Какие виды бизнеса открывают на Алтае?

В Мамонтовском районе в последние годы открылись: врачебный кабинет (гирудотерапия, иглоукалывание), картофелеводческое хозяйство на 25 га, бизнесы по оказанию сварных работ, фотоуслуг, блинная.

В Тальменском районе предприниматель Юлия Куркина открыла бизнес по предоставлению услуг ассенизаторской машины.

В Барнауле Юлия Гусарова работает на доставке готовой еды на дом.

В Калманском районе Александр Шарф занялся производством пиломатериалов (двери, рамы, срубы бань, штакетник), Александр Миллер занимается изготовлением шлакоблоков.

В Целинном районе Евгений Лозов зарабатывает на строительстве фундаментов и бурении скважин, Евгения Добуш открыла первую в районе торговую точку по продаже рыболовных принадлежностей.

В Алтайском районе Александр Денюков открыл бизнес по переработке твердых бытовых отходов в строительные материалы – тротуарную плитку и черепицу из пластмассы.

В Белокурихе Анна Мельгазина стала кузнецом.