февраль 19, 2007
Кто-нибудь может нормально мне объяснить, что происходит в небольшом городке Верещагино, что в Пермском крае, где судят директора средней школы Александра Поносова? Ведь это додуматься надо - предъявить обвинения сельскому педагогу в том, что он сознательно (!) использовал пиратские версии операционной системы Windows на уроках информатики.
Вся эта история напоминает мне совершенно неумелый и, прямо скажем, топорный PR наших правоохранительных структур, которые демонстрируют «неустанную борьбу с пиратством». Она длится в Пермском крае с сентября 2005 года, когда в среднюю школу села Сепыч, где директором работает Александр Поносов, поступили 20 компьютеров с нелицензионным софтом. По различным публикациям в газетах и электронных СМИ, а также из официальных заявлений компаний Microsoft и самого Александра Поносова на сайте «Российский общеобразовательный портал» я попытался восстановить цепочку событий. Вот что у меня получилось. В 2005 году Управление капитального строительства Пермской краевой администрации проводит конкурс на поставку компьютеров (чистого «железа») для сельской средней школы. Кто стал его победителем, нигде не упоминается, но зато есть данные, что компьютеры для школы поставил некий предприниматель Семен Евдокимов. А он в свою очередь закупил их в фирме «Интер технолоджи».
Теперь пробежимся по цепочке в обратную сторону, чтобы разобраться с программами. Заместитель руководителя управления Павел Шульман разъяснил в СМИ, что «мы занимаемся капитальными вложениями, а программное лицензионное обеспечение является малоценным товаром». Директор фирмы «Интер технолоджи» Ирина Кожевникова 12 февраля в суде заявила, что продала компьютеры Евдокимову без установленных программ. Однако частный предприниматель утверждает, что он только перепродал школе компьютерную технику и никакое программное обеспечение не устанавливал. И наконец, Александр Поносов изначально отвергает все обвинения в свой адрес и пытается доказать, что компьютеры поступили в школу уже с имеющейся операционной системой. Где рвется логическая цепочка? Да на любом этапе, начиная с «Интер технолоджи» и заканчивая школой. Тем не менее 12 февраля приглашенный на судебное заседание эксперт сообщил, что «не смог установить, когда и кем на компьютеры были установлены пиратские программы». Почему тогда в числе подсудимых только Поносов?
Еще более странно ведет себя в этой ситуации компания Microsoft. Она изначально как бы устранилась от этого дела. Так, ее юрист по защите интеллектуальной собственности Александр Страх заявил, что «Microsoft никогда специально не обращается в правоохранительные органы для проведения проверок в отношении школ и социальных объектов». А президент Microsoft в России Ольга Дергунова на сайте компании подчеркнула, что «мы не инициировали уголовное преследование в отношении г-на Поносова, оно было возбужденно российскими властями. Нам стало известно об этом деле несколько месяцев назад, и, оценив обстоятельства, мы приняли решение не заявлять даже гражданского иска против г-на Поносова». А на прошлой неделе представитель Microsoft Александр Потапов в суде предложил директору примириться и прекратить разбирательство. Дескать, вы нарушили закон всего лишь по незнанию. Поносов с гневом предложение отверг.
Вы знаете, почему меня заинтересовала эта история? Один знакомый, работающий в компьютерной фирме, сказал как-то: «Ты не представляешь, сколько звонков к нам поступило в последнее время от школ с вопросами о лицензионных программах». То есть директора запуганы: а вдруг и к ним завтра нагрянет прокурорская проверка. Поэтому в срочном порядке изыскивают дополнительные средства на приобретение «нормального» программного обеспечения. А то, что его стоимость превышает розничную цену «пиратского» диска в 30-40 раз, так это никого не смущает. Зато в школах будет установлено лицензионная «операционка», а значит, и подрастающее поколение будет воспитываться в духе уважения чужих авторских прав. Отличный получается PR!
У меня есть еще одно дельное PR-предложение работникам милиции и прокуратуры. Вот объясните, почему вы ведете поиск пиратских копий Windows с сельских школ? Начните это дело с себя! Ведь в каждом отделении милиции, в каждой районной прокуратуре наберется минимум с десяток компьютеров. Вот и загляните внутрь: какое программное обеспечение там установлено? И несильно удивляйтесь, если обнаружите, что процент лицензионок там ничтожен. Кого в этом случае судить будем?
Максим ГЕРАСИМЮК.