"Не могу смотреть, когда кормят химией". Андрей Форнель рассказал о том, как построить бизнес на тортах и пирожных

октябрь 9, 2013

Андрей Форнель является создателем одного из крупнейших в Алтайском крае кондитерского производства с созвучным его фамилии названием "Форне". Также под его началом работает одноименная торговая сеть, действующая в Бийске, Барнауле, Белокурихе и Горном Алтае. На каких принципах удается поддерживать стабильное развитие подобного бизнеса? Почему "Форне" делает ставку только на натуральные продукты в производстве? 

— У вас медицинское образование. Как получилось, что вы стали предпринимателем?

— Я отучился в Алтайском медицинском институте с 1986 по 1992 год, после чего вернулся в Бийск и пошел работать в городскую больницу № 3. На тот момент не было мысли искать другую стезю. Отработал полтора года, окончил интернатуру. Но время было такое — 1993 год, у меня уже появилась семья, которую надо было кормить. На зарплату интерна сделать это было невозможно. Начал заниматься бизнесом. Сначала торговал фармацевтической продукцией, затем бытовой химией, косметикой, парфюме­рией… Так постепенно появилась наша торговая розничная сеть. Прошло еще какое-то время, и мы задумались о собственном производстве.

— Почему в итоге остановились на кондитерском производстве?

— У нас семейный бизнес. Я и моя супруга Ольга являемся также и деловыми партнерами. У нее с детства была мечта открыть свое кондитерское производство. И когда появились возможности претворить мечту в жизнь, решили — почему бы и нет? Так мы начали создавать собственную кондитерскую сеть. Сначала было организовано кондитерское производство в здании на улице Мерлина, потом мы купили хлебокомбинат, находящийся в Бийске на улице Розы Люксембург. Привели здание в порядок, оснастили и запустили современный кондитерский цех.

— С какими проблемами приходилось сталкиваться?

— На начальном этапе были определенные проблемы с кадрами. В девяностые годы найти грамотного заведующего производством и технологов было непросто. Но ничего — справились. Технологи, наши бийские девчонки, поступали к нам на работу после училища и некоторые продолжали учебу в вузе заочно, без отрыва от производства. Со временем организовался стабильный коллектив. Сейчас у нас практически отсутствует текучесть квалифицированных кадров. Для нас это особенно важно, поскольку успех нашего кондитерского производства тесно связан с квалификацией отдельных сотрудников и зависит от их умения работать в коллективе.

Бывших врачей не бывает

— В чем вы видите принципиальное отличие вашей продукции от того, что делают другие компании?

— Обычно производители кондитерских изделий идут по простому пути наименьшего сопротивления. Попросту ставят автоматическую линию, которая всегда выдает стабильно хороший результат и не требует особых навыков от операторов. Работает автоматика только на импортном сырье. Там заправляется специальная кондитерская смесь, и практически все бисквиты для тортов делаются на этой основе с небольшими вариациями. Грубо говоря, берем полведра смеси, полведра воды, взбалтываем и получаем продукт. Экономия по времени, по затратам на электроэнергию. И всегда идеальное качество — химия же. В этом же и огромный минус.

Есть поговорка — не бывает бывших сотрудников ФСБ и врачей. Вот и я остался в душе доктором. Мне просто не по себе, когда наблюдаю, как людей кормят химией. А ведь это сейчас повсеместно. Привозят из-за границы мясные туши, которые на вкус как пластик, бройлеров такой величины, что даже без всяких химических проб понимаешь — не может нормальный цыпленок достичь подобных кондиций. Поест молодой человек таких продуктов, глядишь, уже брюшко полезло, грудь обвисла, фигура стала женоподобной… В нашей сфере производства кондитерской продукции это тем более недопустимо. Ведь кто у нас главные сладкоежки? Дети. Им в первую очередь берут торты, пирожные, сдобу. Я бийчанин, мы все живем в одном городе — зачем нам своих детей кормить химией? Поэтому с самого начала наша основная определяющая — отсутствие химии. Пусть с подобными принципами мы заработаем меньше, но зато ничто не будет тяготить нашу совесть.

— А в чем трудность выпуска продукции без химии?

— Здесь на первое место выходит человеческий фактор, качество продукции во многом зависит от специалистов. Ошибки в таком случае время от времени неизбежны, хотя мы и стараемся свести их к минимуму. Поэтому, как я уже говорил ранее, на производстве просто необходимы опытные люди. Конечно, есть у нас автоматика, но она существует лишь для того, чтобы физический труд стал легче, — что-то взбить или смешать.

Натуральная продукция берется у местных производителей. Яйца — с птицефабрики из Бийского района, мед — у алтайских пасечников.

Мы сейчас и хлеб делаем, та же ситуация, все хорошо, но иногда срабатывает человеческий фактор. Создание "живой" продукции затруднено еще тем, что она не может долго храниться. Три дня — крайний срок. В то время как из Москвы везут бисквиты, кексы, которые могут чуть ли не годами лежать, и ничего с ними не случится.

"Живой" торт полезнее, но быстро портится. Положите на солнце кусок такого торта, и через три дня он покроется мхом. Поэтому для нас еще важно соблюдать температурные условия при приготовлении и продаже продукции. Соответственно, надо определенным образом оборудовать торговые места.

— Натуральный торт — дорогой торт?

— Не всегда. У нас есть продукция различного ценового сегмента. В зависимости от дешевизны рецептуры, простоты изготовления можем предложить и недорогие торты из натурального сырья. Естественно, при этом ниже конкретной ценовой планки мы опуститься просто не можем. Меньше определенной суммы качественный продукт стоить просто не может. Допустим, уверены ли вы при покупке колбасы, что она стопроцентно сделана из мяса, если ее цена — 120 рублей за килограмм, а закупочная стоимость килограмма мяса составляет 200—250 рублей?

Танки, медведи, футбол

— Следите за тем, что делают конкуренты?

— Конечно, мы внимательно смотрим, что предлагают покупателю наши конкуренты. Мы не одни на рынке, давление чувствуется. Хотя наша продукция имеет краткосрочную реализацию, как молоко. Это сужает круг конкурентов. Но и ограничивает наши возможности для развития.

— На рынке кондитерских изделий существует такое понятие, как "промышленный шпионаж"?

— Сейчас в нашей сфере новинка держится примерно с месяц. Через месяц она уже появляется у конкурентов.

— То есть кондитеру не составляет труда один в один воссоздать рецептуру попробованного торта?

— Один в один рецептура воссоздана не будет. Но создать что-то подобное — почему бы и нет? Раньше как-то было с этим честнее и проще.

— Другой аспект: сделать торт — малая часть работы. Его ведь еще надо сделать таким, чтобы он понравился людям, чтобы его покупали.

— Бывало и такое, что нам казалось — разработанный торт просто великолепен, а покупатели встречали новинку без всякого энтузиазма. Это как с песней — когда ее со­здают, то еще не знают, какой отклик она найдет в сердцах людей. Получится ли одна из проходных мелодий или станет шлягером, еще неизвестно, и спрогнозировать заранее сложно.

— Много у вас было вот таких удачных рецептур?

— Примерно 20% тортов, которые мы выпускаем, создаются по старой советской рецептуре ГОСТ. Остальное — наши творческие доработки. Среди тех тортов, которые можно считать явным успехом, отмечу "Дамские пальчики", неплохо идет довольно простой, казалось бы, торт "Буратино". Воссозданный и доработанный нами торт "Киевский", по некоторым отзывам, имеет более насыщенный вкус, чем оригинал.

Кроме вкуса немало внимания уделяем и внешнему виду кондитерских изделий. Для этого у нас существуют хорошие дизайнеры. Моя жена тоже имеет художественное образование. Она многие вещи сама придумывает, рисует.

Фактически мы способны выполнить торт любой формы. Заказывают разные варианты — портрет маслом, тончайший рисунок, одно время было модно наносить гелевый портрет. Сейчас много заказов с учетом определенной специ­фики: танки, футбольное поле, медведь и так далее.

— А есть заказы, которые вы отказываетесь выполнять?

— Как-то нас попросили сделать торт в виде свастики. Как раз на день рождения Гитлера. Мы отказались.

Факт

Торговая сеть "Форне" включает в себя 16 магазинов, торгующих промышленными и продуктовыми товарами в Бийске. В ассортименте более 45 тыс. наименований.

Кондитерская сеть "Форне" представляет свою продукцию в более 50 точках в городах и районах Алтайского края. Всего компания производит более 100 наименований продукции.

Досье

Андрей Анатольевич Форнель родился 2 февраля 1969 года в Бийске. Учился в школе № 30. По окончании школы продолжил семейную династию — поступил на лечебный факультет Алтайского государственного медицинского института. В 1993 году начал заниматься предпринимательской деятельностью, в 1997 году организовал торгово-розничную сеть "Форне". В 2012 году был избран депутатом Думы Бийска. Входит в состав комитета по экономической политике, предпринимательству, собственности и земельным отношениям. Женат. Двое детей: сыну 15 лет, дочери — 20.