февраль 21, 2007
Учительские зарплаты должны наконец-то повыситься. И не на жалкие 10%, как это было раньше, а в несколько раз. Во всяком случае, на это надеются краевые власти, рассматривая возможность перехода системы образования на новую форму оплаты труда. Однако четкого механизма перехода, похоже, не знает никто - ни министр образования, ни рядовой педагог.
“Мы уходим от единой тарифной сетки, которая сейчас является основой всей бюджетной системы”, - сказал министр образования и науки Фурсенко президенту Путину еще весной прошлого года.
От единой тарифной сетки как обязательной отказались еще с 1 января 2005 года благодаря знаменитому 122-му закону. В нем же содержалось положение о том, что система оплаты труда и ее размеры - это прерогатива местных властей. Тем самым законом разрешено уйти от единой тарифной сетки и самостоятельно ввести любую удобную систему оплаты труда, а не ждать, пока Москва спустит свои инструкции. В большинстве регионов местные власти ничего не стали менять. Первыми включились в эксперимент Санкт-Петербург и Тюмень. В 2008 году в эксперимент включится Алтайский край. “Сейчас край планирует участвовать в федеральном конкурсе, по результатам которого будет отобрано 20 регионов РФ, которым окажут финансовую поддержку”, - подтверждает начальник управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов. Деньги обещаны немалые - 200 млн. рублей. Другое дело, что край тоже должен добавить значительные средства (по нашей информации, 500 млн. рублей). А в дотационном регионе лишних денег традиционно нет.
Где взять механизм?
Будет ли эффективным новый механизм оплаты учительского труда? На сегодняшний день удачной модели нет. В той же Тюменской области отраслевая система оплаты труда вызвала множество нареканий.
- Проблема в том, что регионы не знают сути предложений по переходу на отраслевую систему оплаты, - комментирует ситуацию московский эксперт Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальных исследований и инноваций. - Все разработки достаточно общие и непонятные. Говорят - отраслевая система оплаты труда. Но что это такое? Это та же единая тарифная сетка, только в масштабах отрасли. Сейчас у нас на одном разряде сидят и врач, и учитель, и работник культуры. А отраслевая система предполагает, что мы сделаем отдельную тарифную сетку для здравоохранения, для образования, для культуры.
Больше учеников - зарплата выше
Министерство образования предлагает вместо 14 ныне существующих учительских разрядов оставить три-четыре базовых ставки, зависящих от уровня образования. К ним будут плюсоваться надбавки за стаж, за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, почетные звания, квалификационную категорию.
На зарплату педагога повлияет и количество учеников в школе. Сейчас идет переход на систему подушевого финансирования (школе выделяются деньги в зависимости от количества детей). По оценке Юрия Денисова, 60% зарплаты будет составлять штатно-окладная часть, а 40% - стимулирующие надбавки.
По мнению министра Фурсенко, переход на отраслевую систему оплаты труда позволит увеличить заработную плату педагогу сначала на 20-25%, а со временем и в два раза. У алтайских чиновников задачи скромнее - до 2010 года поднять зарплаты учителям на 60%.
- А где взять на это деньги? - рассуждает Леонид Ивановский, председатель Алтайской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки. - Нам говорят: надо придумать такую систему, чтобы зарплату можно было значительно повысить за счет экономии средств. Одних уволь, закрой, а другим добавь. Возникает ощущение, что цель этих нововведений - сделать систему образования сжатой и усушенной, а значит, более дешевой для страны. Есть вопросы и к подушевой системе финансирования. Существует норматив количества учеников на одного учителя - не более 25 на класс. Поэтому увеличить зарплату за счет количества детей можно только до определенного предела. Кроме того, в сельской местности эта система не работает. Получается, что если в классе всего пять человек, то учитель будет получать нищенскую зарплату?
По мнению Евгения Гонтмахера, отраслевая система оплаты труда - это шаг вперед, но еще неизвестно, что он означает. “Ведь главная идея - это как-то увязать оплату с объемом и качеством труда, - комментирует наш эксперт. - А получается, что даже при новой модели оплаты молодые учителя, которые приходят после пединститута, все равно будут получать одинаково. Если не считать всяких надбавок, которые могут установить местные власти. Получается, что главную задачу - проблему дифференциации зарплаты - это не решает. Поэтому, конечно, отраслевые системы можно вводить, но надо посмотреть - даст ли это ожидаемый эффект”.
Альтернативные варианты
Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальных исследований и инноваций:
- Есть Закон “Об автономных учреждениях”. Сейчас школа является государственным образовательным учреждением, она финансируется по смете, ограничена ее финансовая самостоятельность. А если школа превратится в автономное учреждение (даже в деревне), она сможет абсолютно легально финансироваться из разных источников, а потом свободно распоряжаться этими деньгами. Тогда появится возможность платить учителю нормально и более того - дифференцированно.
И не директор будет устанавливать зарплаты учителям, а попечительский, управляющий или наблюдательный совет. Все должно быть публично, потому что учредителем все равно остается местный муниципалитет. В этой системе тоже есть минусы. Но, на мой взгляд, это наиболее перспективный путь.
Леонид Ивановский, председатель Алтайской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки:
- Как поднять зарплату? Очень просто - поднять зарплату! Выделить средства, все обсчитать. К концу 2007 году зарплату собираются повысить на 15%. Наше требование - повысить на 80% в течение года. Так долго не повышали зарплату бюджетникам, что сейчас надо повышать сразу и в разы. Экономические условия для этого есть: у государства сейчас избыток денежных средств.
Барнаульские учителя о своей зарплате
Ирина Сиромохо, учитель истории школы № 69:
- Знаете, мы работаем с утра до ночи. А ведь получаем-то копейки. Сейчас вводят так называемое подушевое финансирование: зарплата будет зависеть от количества учеников и от качества образования. Но как собираются высчитывать это качество? Поставить можно любую оценку. А что делать тем, у кого в классе мало детей?! Мне кажется, это ни к чему хорошему не приведет.
Алла Абросимова, учитель рисования школы № 118:
- За прошедший год нам дважды повышали зарплату. Но параллельно с увеличением зарплаты вырастают цены в магазинах. Рассуждать о том, какая маленькая зарплата у учителей, наверное, не имеет смысла. Ведь мы знали, куда шли, насильно никто в эту профессию не тянул. И еще, я всегда советую коллегам: надо уметь жить на свою зарплату.
Любовь Подкорытова, учитель географии школы № 55:
- Зарплата зависит от разряда. Но между ними очень маленькая разница: 100-150 рублей. Между тем, чтобы получить разряд, надо приложить столько усилий! Хорошо, когда учитель давно работает и имеет стаж, а если это молодой педагог? Многие не выдерживают, уходят. Особенно молодые. Начальная ставка должна быть хотя бы четыре тысячи рублей, а не две с половиной.
Любовь Лукашевич, учитель английского языка школы № 45:
- Мы больших денег в руках никогда не держали. Две ставки, дополнительные часы -обычное дело для учителя. Думаю, за такой труд мы должны получать соответственно, хотя бы тысяч тринадцать. Мы ведь даже не можем себе позволить зайти в приличный магазин.
Подушевое финансирование - ханжество! Какой учитель теперь поставит двойку? Такое нововведение отрицательно скажется на образовании. Школы будут ликвидироваться. Люди останутся без работы. Через несколько лет образовательных учреждений почти не останется. Чиновники просто не найдут учителей. Я считаю, что мы ведем себя неправильно: надо выйти на улицу с протестом. Но народ у нас слишком забитый, вечно чего-то боящийся…
Ирина Чеверда, заместитель директора по учебной работе школы № 49:
- В идеале зарплата должна зависеть не только от разряда, квалификации учителя, но и от часов, которые мы тратим на проверку тетрадей, времени, потраченного на внеурочную занятость детей, заслуг. И, конечно, от участия детей в олимпиадах и конкурсах. Сейчас в лучшем случае мы получаем грамоту. Нет материального стимула. Работаем за интерес. Все держится на нашем энтузиазме.
Ирина Филиппова, заместитель директора по учебной работе школы № 59:
- Сегодня учитель должен быть оптимистом. Иначе он не выдержит. За 2006 год три учителя в работоспособном возрасте уволились из нашей школы. Увы, но факт.
Олег КОПЫЛОВ, Анна ПОТЕМКИНА.