февраль 28, 2007
Сделать Алтай регионом, открытым для инвесторов и инвестиций, призывали краевых руководителей многие здравомыслящие люди еще со времен первой постсоветской администрации. Сегодня, когда мы стоим на пороге реализации крупных инвестиционных проектов, требований к власти не становится меньше. Какой инвестор нам нужен? Что даст Алтаю приход крупного бизнеса из других регионов? Эти и многие другие вопросы мы и задали главе администрации края Александру Карлину.
Работает тот, кто соблюдает закон
- Александр Богданович, в последнее время инвесторы из других регионов и даже стран все более охотно приходят в край. Будем ли мы заниматься отбором инвесторов?
- Отбором инвесторов, по большому счету, занимается сам рынок. Да, администрация может в известных пределах влиять на то, какой инвестор придет на наш рынок и будет на нем работать. Но абсолютного права включить какие-либо запретительные механизмы, и уж тем более по своему усмотрению, у нас нет. Если кто-то намеревается реализовать на территории края инвестиционный проект и при этом соблюдает установленный правопорядок - он будет работать.
- Возможен ли в таком случае косвенный отбор через механизмы стимулирования?
- А вот возможность использовать механизмы стимулирования инвестиционной деятельности есть. И в крае есть необходимые для этого инструменты. Мы можем не только поощрять развитие каких-либо интересных для края отраслей, но и отслеживать, реализуются ли цели, заявленные инвестором. И если оговоренные результаты не достигнуты, прекращать поддержку. Но, конечно, возможности бюджета края ограниченны.
- Не может ли политика открытости по отношению к инвесторам привести к тому, что в крае начнут функционировать не очень желательные, например "грязные", производства?
- Чтобы этого не случилось, существует государственный механизм, предусматривающий проведение экологической экспертизы и оценки воздействия предприятия на окружающую среду. На каком-то этапе краевая власть, приветствуя любую инвестиционную активность, оказывала поддержку и тем, кто (зачастую из-за недостаточности имеющихся ресурсов) приобретал подержанное оборудование. Сейчас мы можем себе позволить быть более требовательными. В прошлом году в программу инвестиционной поддержки мы включили, в частности, такое требование: бюджетная субсидия на компенсацию части банковской процентной ставки выделяется только на приобретение нового оборудования, которое отвечает и самым современным экологическим стандартам производства.
Гарантии инвестиций
- Одно из требований со стороны инвесторов - наличие стабильных условий для работы, гарантий того, что вложенные средства не пропадут. Насколько край готов обеспечить такого рода меры?
- В рамках наших полномочий мы предпринимаем ряд очень серьезных шагов по укреплению режима законности в экономической сфере. Между понятиями "режим благоприятствования" и "режим законности" я ставлю знак равенства. Создание благоприятного инвестиционного климата, необходимых условий для обретения инвесторами уверенности в завтрашнем дне относится в том числе к компетенции правоохранительных органов и определяет направления их работы. Краевые правоохранительные структуры имеют федеральное подчинение, к моим полномочиям отнесена только координация их деятельности.
- Вы говорите о гарантиях прав собственности, в том числе о защите от недобросовестного поглощения?
- Я говорю о том, что у нас получило название "рейдерство". В крае идет создание межведомственной комиссии, которая будет рассматривать такие дела. Но речь идет, конечно, не столько о намерении организовать подобную комиссию, сколько о внутренней готовности власти противостоять подобным фактам. А они есть. Эта готовность, думаю, транслируется в том числе и потенциальным режиссерам рейдерских захватов. И я не могу привести серьезных примеров подобных действий во время работы администрации нынешнего состава. Мы имели лишь продолжение сюжетов, которые начали развиваться в предшествующий период.
- А что мы можем противопоставить таким режиссерам в условиях, когда судебная власть недостаточно эффективно работает?
- Неэффективность судебной системы - это миф, который очень выгоден нечистоплотным людям. Понимаете, если кто-то сел за руль автомобиля и неудачно проехал, можно сказать, что неэффективен автомобиль, у него плохой двигатель. Бывает и такое. Но сплошь и рядом оказывается, что сложной машиной не умеют правильно пользоваться. Нужно каждую конкретную ситуацию делать предметом судебного разбирательства, квалифицированно и грамотно ставить вопросы перед судом. Есть достаточно много примеров, аргументированно подтверждающих, что эффективная защита в суде возможна.
"Свой" и "чужой"
- Крупные компании из других регионов оказывают высококачественные услуги, имеют возможность платить достойную зарплату работникам. Но местный бизнес может не выдержать конкуренции с ними. Какова ваша позиция в этом случае?
- Для начала надо договориться о понятиях "свой" и "чужой". Если инвестор зарегистрирован у нас, является нашим налогоплательщиком, то, извините, это уже наша компания. И там, где условие регистрации компании на Алтае выполнимо, мы его ставим перед инвестором. Особенно если речь идет об освоении бюджетных ресурсов.
С другой стороны, если к нам приходит, скажем, крупный туроператор и предлагает потребителям более качественную услугу, полностью гарантируя их права, власть должна видеть в том числе и интересы этих потребителей. Потребителей-то у нас тысячи и тысячи. Как сказал философ? Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Время корректировки
- Уже сегодня в крае отмечается дефицит работников определенной квалификации. Новые инвесторы с этим, возможно, тоже столкнутся. Будет ли совершенствоваться система подготовки и переподготовки специалистов?
- Надо сказать, что бывшие наши ПТУ за последние десятилетия трансформировались из образовательных учреждений в социальные. Недавнего школьника мы не столько учили, сколько опекали, давали ему кров, чем-то его занимали. Доводили парня до армии, а девушку до брака. Сколько выпускников затем работало по профессии, вы знаете. А между тем главное в системе начального профессионального образования - обеспечить человека профессией, востребованной на рынке труда, и тем самым решить социальную задачу. Исходя именно из таких мотивов мы предполагаем корректировать сложившуюся систему и уже начали этим заниматься.
Кроме того, мы не должны недооценивать адаптивные возможности наших людей. Особенно молодежи. Есть, например, такая профессия, как инструктор по сопровождению туристов…
- Гид? Это достаточно квалифицированная работа…
- Сопровождением туристов на определенном этапе могут заниматься и самые обычные люди. Я за границей отдыхал два раза в жизни - в Украине и в Турции. В Турции мне довелось по горной реке справляться на рафте. Инструктором был обычный парень, но, конечно, подготовленный и физически развитый. Нас разместили по языковому принципу: наш инструктор знал по-русски целых два слова - "рашн" и "давай". Меня он назначил главным загребным, а сам был командиром. И он с удовольствием эту работу выполнял! Причем обслуживанием туристов занималось население целого каскада деревенек вдоль речки. Плот пристает к берегу, а там уже готовы примитивные столы, простая еда. Покормили, помахали рукой - а на подходе уже следующая группа.
- Сколько рабочих мест может быть создано туристической отраслью в будущем?
- В этом отношении мы должны быть реалистами: туризм не будет главной отраслью в крае с точки зрения занятости населения. Основной объем рабочих мест будет приходиться на промышленность.
Туризм и промышленность
- В крае идет активное развитие и промышленности, и туризма. Нет ли здесь противоречия - ведь туризм предусматривает высокие экологические требования?
- А знаете, какие я слышал обвинения всего несколько месяцев тому назад? У Алтая есть уникальная возможность развивать туризм, а краевая власть бездействует. Создаются туристско-рекреационные зоны, а мы как-то невнятно участвуем в конкурсе. Что мы сейчас слышим? Ну, все, конец Алтаю, поток туристов, как стадо мустангов. пройдет по нашим полям и лесам, и мы получим безжизненное пространство. О промышленности схожие разговоры. Я абсолютно убежден, что промышленное производство с соблюдением всех экологических стандартов и туризм - вещи не взаимоисключающие. На нашей территории в 168 тысяч квадратных километров вполне можно разместить и то, и другое. А где-то и совместить. Я говорю о промышленном туризме - когда для туристов организовывают посещение интересного действующего предприятия.
- Я слышала, что туристы в Германии с удовольствием посещают высокотехнологичные предприятия...
- Не только высокотехнологичные! Каждого привлекает свое. Я, например, готов бесконечно долго смотреть, как человек делает что-то своими руками. Я и сам, если хочу жену успокоить, начинаю что-то делать по дому. Что угодно - вот хотя бы картину на стену повесить. Пока я сверлю, ввинчиваю, советуюсь, куда приладить, жена у меня такая умиротворенная становится. Люблю смотреть, как косят траву. Какая это красота! Поэзия просто. Или взять Колыванский камнерезный завод, действующее производство. Я с удовольствием (кстати, не тратя рабочее время, в выходной день) прошел по заводу. Что можно было - потрогал своими руками. А вы бывали на лесоперерабатывающем предприятии? Там от одного запаха опилок и смолы здоровья прибавляется.
Игорная зона и частный капитал
- Сейчас в Солоновку, рядом с которой будет строиться игорная зона, уже приезжают граждане, интересуются приобретением земли, домов. Это первые инвесторы или те, кто потом рассчитывает перепродать участки подороже?
- Массовой скупки участков или домов в Солоновке не происходит. Люди-то там живут, и свое единственное жилище они продавать не собираются. Какое-то количество пустующих домов приобретено. Но давайте уточним: игорную зону предполагается разместить в 12 километрах от села, поскольку она не может быть расположена на территории, где земля принадлежит физическим и юридическим лицам. Место, предложенное нами для этих целей, находится в федеральной, муниципальной и краевой собственности. Пока границы зоны официально не обозначены, на любые сделки с землей наложен мораторий. Подчеркну: инвесторы в игорную зону должны прийти со-лид-ны-е. Они должны инфраструктурно обустроить территорию. Мы не можем позволить себе направлять в эту сферу значительные бюджетные средства. Небольшие ассигнования на оформление конкурсных процедур, конечно, будут выделены, но основная нагрузка должна лечь на частный капитал.
Не напугать богатого дядюшку
- Предполагается ли, что инвесторы в особых экономических зонах будут нести какую-то социальную нагрузку?
- Социальная нагрузка заключается уже в том, что они будут создавать рабочие места. Да, у нас есть некие задумки на этот счет, но я бы всех призвал быть более сдержанными и дальновидными. Представьте, что вы пригласили к себе богатого дядюшку. Он еще чемоданы не сложил, а вы уже составили список того, что он должен для вас сделать (Смеется.) Если мы будем слишком невоздержанны в своих ожиданиях, дядюшка-то может и раздумать.
А если говорить серьезно, то мы ожидаем прихода крупного бизнеса. И у российского крупного бизнеса уже воспитано понимание того, что в условиях слишком больших различий в уровне жизни людей ему некомфортно. К сожалению, подобного понимания нет еще на Алтае. Те сельские жители, которые имеют сверхдоходы, конечно, понимают, что имеющийся контраст не нужно демонстрировать. Но выражается это в примитивной форме: квартиру детям купить в Барнауле, не говорить, где отдыхал. Однако информация все равно доходит до тех, кто не может себе позволить ничего подобного. Такие факты, естественно, не способствуют созданию атмосферы социального партнерства. Когда и к нашим бизнесменам придет осознание того, что разрыв в доходах надо не камуфлировать, а уменьшать за счет оказания социальной поддержки, это пойдет на пользу и бизнесу, и обществу в целом.
Неотъемлемая частичка
- Сейчас для края момент, можно сказать, рубежный: мы на пороге больших перемен. Куда мы будем двигаться? Каким будет край в будущем?
- Алтай будет таким, какой будет наша страна. Есть известная теория особого пути России. А мы долгое время пытались найти еще и особый путь в этом особом пути, полагая, что страна идет немного не туда. Нам сегодня нужно и вектор подправить, и темп ускорить. Да, наш регион уникальный, и люди, в нем живущие, уникальны. Но мы - часть единой общности… Мы помним об этом и в то же время надеемся, что и страна не забудет о нас как о своей неотъемлемой частичке.
Новая льгота для инвесторов
В 2007 году в Алтайском крае вводится субсидирование инвесторам налога на прибыль. На субсидию из краевого бюджета могут претендовать организации, зарегистрированные на территории Алтайского края, инвестировавшие в течение финансового года на строительство зданий и сооружений производственного назначения, создание и (или) приобретение машин и технологического оборудования, участвующих в производственном процессе в рамках инвестиционного проекта на территории края, не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении организаций. При этом:
- тем, кто инвестировал не менее 10 млн. руб., за счет бюджета компенсируется четыре процентных пункта налога на прибыль в части сумм, подлежащих зачислению в краевой бюджет;
- тем, кто инвестировал свыше 50 млн. руб. прибыли, предоставляются субсидии по компенсации налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет.
Алтай и высокие технологии
По сообщению администрации края, на Алтае создается краевой инновационный банк данных и реестр приоритетных инновационных проектов, содержащий сведения о значимых для социально-экономического развития края инновационных проектах - победителей международных, федеральных, региональных и муниципальных конкурсов. Эти проекты будут представлены для финансирования в венчурные фонды, создаваемые на региональном, межрегиональном и общероссийском уровне.
Для привлечения стратегических инвесторов Алтайского края, венчурных фондов к реализации инновационных и инвестиционных проектов края, банк данных будет представлен в электронном виде на официальном сайте администрации края.
В бюджете края на 2007 год для поддержки реализации инновационных проектов предусмотрено 50 млн. рублей на субсидирование части банковской ставки, 20 млн. рублей - на субсидирование налога на имущество и 10 млн. руб. - на субсидирование налога на прибыль.
Наиболее значимые инвестпроекты 2006 года
(по оценке администрации Алтайского края)
1. Утилизация отходов лесопиления и нетоварной древесины от рубок ухода за лесом. Строительство завода по переработке ДСП" (ООО "Алтай-Форест", Тальменский район).
2. Расширение швейной фабрики (ЗАО БМК "Меланжист Алтая", Барнаул).
3. Строительство зимних блочных теплиц для выращивания овощей по малообъемной технологии, внедрение салатной и грибной линий (краевое унитарное госпредприятие "Индустриальный", Барнаул).
4. Обеспечение инженерной инфраструктурой кварталов 2000, 2001 г. Барнаула (муниципальное предприятие "Барнаулкапстрой", Барнаул),
5. Производство строительных материалов (ОАО "Сибэнергострой", Барнаул).
6. Производство тепло-энергогенерирующих станций единичной мощностью 16 кВт-1 мВт (ООО "Сибэнергопром", Барнаул).
7. Строительство гостинично-развлекательного комплекса "Беловодье" (ООО "Беловодье", Белокуриха).
8. Строительство горнолыжного подъемника на территории туристско-рекреационного комплекса "Бирюзовая Катунь" (ООО "Алтай-Известь", Барнаул).
9. Приобретение оборудования и техники для дальнейшей передачи на условиях финансовой аренды (лизинга) (ООО "ССБ-лизинг", Барнаул).
10. Развитие производства сельскохозяйственной техники по инновационному проекту "Энерговлагосберегающий, технико-технологический пакет производства и уборки сельскохозяйственных культур" (ООО "Алтайсельмаш", Барнаул).
Беседу вела Надежда СКАЛОН.