февраль 28, 2007
По первой профессии он диверсант, около десяти лет служил в спецподразделении "Вымпел", участвовал в боевых операциях. Члены думской фракции "Единая Россия" не так давно сделали из него "ренегата и отщепенца", изгнав из своих рядов. А сам себя он считает наставником молодежи, учителем, "социальным менеджером". Именно в этом качестве - председателя правления региональной общественной организации "Открытая Россия" Анатолий Ермолин гостил недавно на Алтае и был участником седьмого "Сибирского Давоса" в Белокурихе.
- Я себя называю социальным менеджером, то есть человеком, способным изобретать социально полезные и эффективные модели, которые облегчают жизнь людям в моей стране. Но при этом я себя ощущаю больше человеком, который должен работать в образовании. Моя специализация - молодежь, мне интересна именно программа социализации молодых людей, наделения их компетенциями, которые помогают им реализовывать себя, быть успешными…
- С одной стороны, так и есть. Вообще, менеджмент родился на войне. Первая организация, где потребовалось управление крупными коллективами, - армия, там человечество и научилось управлять процессами, в которые вовлечено большое количество людей. С точки зрения управленческих инструментов герой фильма "Гладиатор", например, - именно менеджер. То, что он делает, попадает под все базовые понятия менеджмента - анализ, проблематизацию, проектирование, управление и так далее.
Но это актуально и для любой бытовой ситуации, такой некий "самоменеджмент" -
человек должен быть способным оценить свои слабые и сильные стороны, выяснить, к чему он собирается стремиться. Это же и есть проблематизация - понять разницу между тем, как дело обстоит сейчас, и как ты хочешь. И после этого уже начинается проектирование способа решения проблемы… Когда ты этого не умеешь - тебя очень легко убедить, что вот придет умный дядя, настоящий лидер и все объяснит, защитит и накормит. Давай, подписывай общественный договор, мы тебе дешевую колбасу и уверенность в завтрашнем дне, а ты взамен - лояльность и невмешательство. Потому и работает классическая модель, пирамида власти, выведенная еще Платоном: сверху вожди, чуть ниже стражи, элита и внизу - стадо. Так вот, если стадо научить менеджменту - оно перестает быть стадом. Представляете себе овец, которые умеют анализировать, проектировать, обладают лидерскими качествами? Но наше население катастрофически этому не обучено.
- Да, у нас как раз классическая система. Допустим, государственные учреждения: школы, больницы, мы пользуемся их услугами, они нас могут совсем не устраивать, но повлиять на это дело мы никак не можем - нас попросту не спрашивают. Причем это открытые структуры, что же говорить о закрытых. Но когда лидеры нашего государства заявляют на весь мир: "У нас демократия" - они по-своему правы, они ведь уверены, что народ, один раз за них проголосовавший, дал им право управлять и принимать решения. А есть демократия включенности, демократия участия - когда и в промежутке между выборами никто не отдает свое право вмешиваться, контролировать мэра или шерифа, чтобы потом не говорить, как мы: "И этот, сволочь, обманул". Есть государство-корпорация: свободные люди договариваются, как вместе жить, вместе выстраивают законодательную систему… Мы в этом смысле еще у самых истоков. Причем эта модель - демократия включенности - тоже ведь уже устаревает. Формируется принципиально новое общество, новые производительные классы, креативные классы. Лидерами становятся производители идей. Поэтому и важно сейчас воспитывать мыслящих людей. Не управляемых, не управленцев, а созидателей.
- Между прочим, это общемировая тенденция - власти реально озабочены усилением роли общественных формаций. Это ведь инициатива снизу, и она может войти в противоречие с тем, что "спускается" самой властью. Другое дело, что в России сейчас трудно представить, чтобы общественные организации могли, например, контролировать закрытые структуры вроде армии, тюрем, спецслужб. Механизмы контроля общества над государством давно изобретены и всем известны. Это и социально активные группы людей, и независимые СМИ, и независимая судебная система. Речь идет о том, чтобы эти механизмы нормально работали. У нас власть очень хорошо осознает роль общественных организаций - и отсюда, например, появление Общественной палаты как бутафории демократических институтов. Но при том что это бутафорский орган, его наличие все равно полезнее, чем если бы не было вообще ничего. Когда в стране нет парламента - в том смысле, в каком этот орган обычно понимается, то обществу не помешает даже и такой слабый инструмент, как наша Общественная палата. Хотя вопросы, которые она призвана решать, по-нормальному должны решаться и депутатами, и теми же общественными организациями, но только если они сами организовались - без напутственного слова сверху.
- У людей, которые давно работают с общественными организациями, есть поговорка: "Общественные сети горят, когда их заряжают политикой". Никакая нормальная общественная организация не может перейти в режим политической, кроме того случая, когда она сама становится носителем какой-либо идеологии. Разговоры о том, что "Открытая Россия" была "матрицей" для создания политической партии, - хороший пример того, что любой социально значимый ресурс в ментальности политтехнологов рассматривается как заявка на политическое влияние. Любой образовательный проект, любая программа, которая реально сейчас нравится молодежи и работает, вызывает опасение у людей, обладающих ресурсом, но не умеющих его использовать. Это ревность.
- Да, такая карта разыгрывается. Но, прежде всего - против Михаила Ходорковского, и, видимо, козырей не хватает. Уж больно странное получается "отмывание денег через "Открытую Россию": деньги эти у человека уже есть, и вдруг он зачем-то их начинает "отмывать", открыто переводя на счета общественной структуры, в которой сам же является председателем правления, и тратя на социальные программы. Это абсурд. Структуры, которые мониторят нашу деятельность, в том числе и прокуратура, и ФСБ, - отлично знают, что мы не политический ресурс и едва ли можем повлиять, допустим, на выборы. Претензий правоохранительных органов сейчас к нам нет. Хотя недавно "проснулись" налоговики и выслали свое заключение по проверке 2004 года - обвиняют в неуплате налогов. Сумма там фигурирует порядка 400 тысяч долларов. Все это сделано очень грубо и глупо, такое ощущение, что просто катится каток и пытается смять. Мы сейчас это обжалуем, пока во внесудебном порядке. Унас сейчас задача - сохранить организацию, а всеми проектами занимаются наши партнеры в регионах. Финансирования из центрального офиса нет, но они работают - им это нужно и интересно. С точки зрения качества общественная организация держится на лидерах, а не на людях, которые пришли на зарплату. Из 40 отделений "Открытой России" в регионах сейчас в той или иной форме действует почти половина. И все это работает, потому что основано на инициативе изнутри. А по-другому быть не может: когда включается внешняя инициатива, меняется сама природа общественной организации, начинается фальшь и манипуляция…
Cправка "СК"
Ермолин Анатолий Александрович, 1964 года рождения. Окончил Московское высшее пограничное командное училище КГБ СССР (1985 год), Краснознаменный институт КГБ СССР им. Андропова (1989 год). Офицер с высшим военно-специальным образованием, переводчик-референт английского и испанского языков. Дополнительное обучение прошел в Московском институте молодежи, Московском педагогическом университете им. М. А. Шолохова, Школе менеджмента Йельского университета (США). Кандидат педагогических наук, лауреат премии президента РФ в области образования, награжден пятью медалями за воинскую службу. Подполковник запаса. Член правления общественной организации "Открытая Россия". Депутат Государственной Думы РФ. Женат. Имеет дочь и сына.
Анатолий Ермолин: несколько эпизодов из биографии
* Ермолин вошел в историю российских спецслужб как руководитель отделения специальных операций отряда "Вымпел", в 1993 году в рамках секретных учений, играя за условных террористов, спланировавший и осуществивший со своей группой захват завода по сборке ядерных боеприпасов. Успешное проникновение группы спецназовцев под командованием Ермолина сначала в закрытый город "Арзамас-16", а затем подготовка и штурм цеха по сборке ядерных боеголовок заставили руководство страны существенно пересмотреть систему охраны режимных объектов.
* В ноябре 2004 года депутат Ермолин был исключен из фракции "Единая Россия" "за нарушение парламентской этики". Он направил председателю Конституционного суда России Валерию Зорькину письмо, в котором попросил дать оценку поведению высокопоставленных сотрудников администрации президента. "Пригласили нас(депутатов) насовещание вКремль, посадили закруглый стол ижестко сказали: вычто, думаете, чтовынародные избранники?! Дамнекаждый из вас лично обязан! Будете голосовать, какявамскажу!"…
Что такое "Открытая Россия"
Региональная общественная организация "Открытая Россия" была создана в конце 2001 года. Одним из главных ее учредителей был экс-глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Декларируемая миссия организации: помочь интеллектуальному активу страны приумножить свои знания, добиться профессиональной и личностной самореализации, благосостояния, содействовать развитию либерального и демократического общества, поддерживать граждан, стремящихся жить, работать и добиваться успеха в России и для России. Год назад правоохранительными органами в рамках "дела ЮКОСа" были арестованы счета организации. Тогда руководство "Открытой России" объявило о невозможности продолжать финансирование проектов 52 российских некоммерческих организаций в 48 регионах страны. На Алтае "Открытая Россия" с 2003 года работает не как самостоятельная организация, а в сообществе с партнером - некоммерческой организацией "Фонд Открытый Алтай". В Барнауле по-прежнему действует проект "Открытой России" "Школа публичной политики", а также "Центр развития добровольчества". Направления работы Центра: социальная помощь нуждающимся, обучение молодежи технологиям социального менеджмента, создание сети дискуссионных клубов.
Подготовил Иван ВЛАСОВ.