Онлайн-экономика обгоняет в развитии оффлайн-индустрию почти в 14 раз

октябрь 14, 2013

Минкомсвязь ввело новое понятие – "зависимые индустрии". "Интернет – это не только те люди, которые работают над созданием сайтов, не только провайдеры. Если человек имеет возможность заказать пиццу через сайт, то курьер, привозящий ее, – это тоже рабочее место, созданное благодаря интернет-индустрии", – сказал Алексей Волин, замглавы Минкомсвязи на презентации исследования "Экономика Рунета. 2012-2013 годы".

В интернет-зависимых индустриях "крутятся" пять триллионов рублей, и в них работают пять миллионов человек. Это достаточно серьезный сектор экономики, который сегодня создает Интернет, считает Волин. И производительность труда в интернет-индустрии и интернет-зависимых секторах в три раза выше, чем в среднем по стране. Получается, что это не только большая индустрия, это, по сути дела, один из локомотивов, который показывает, куда может двигаться экономика и как она должна это делать, считает замминистра. И поэтому, по его мнению, важно в ближайшее время разработать стратегию развития Интернета в России до 2020 года.

Объемы рынка контента, который продается в Сети, в прошлом году оценивался в пять миллиардов рублей, в этом году – семь миллиардов. Здесь важен один показатель. Проводили исследование о количестве пользователей легального контента. Очень часто говорят о том, что Интернет – пиратская зона, черная зона, где люди не готовы ни за что платить. Это не так. Люди в Интернете готовы платить, особенно когда контент удобен, его можно получить и он стоит нормальных денег.

Что касается реестра легальных правообладателей, то его составлять надо. А вот вести белые списки интернет-ресурсов, которые торгуют легальным контентом, Алексей Волин не считает нужным. Для Сети ни к чему отдельные законы, это среда, которая действует в едином правом поле России.

Влияние Интернета на зависимые рынки и оффлайн-экономику стремительно растет, констатировал Сергей Плуготаренко, глава Российской ассоциации электронных коммуникаций. Данные 2011 года показывают, что вклад Интернета составляет 4,1% от ВВП "большой двадцатки", то есть два триллиона долларов, а по прогнозам, к 2016 году будет 5,3%. И это несмотря на кризис. Один из трендов, который выявлен благодаря развитию интернет-экономики, это насыщенность информационного пространства. Получается, что 46% молодежи планеты предпочтут доступ к Сети, а не автомобиль. Возрастные группы до 45 лет предпочитают Интернет, а не СМИ, телевидение.

Сейчас примерно 30 тысяч интернет-магазинов в Рунете, их рост продолжается, отметил Александр Алехин, IT-директор OZON.ru. Увеличивается доля предоплат кредитной и дебетовой картой по сравнению с наличными платежами за товары. Запас роста есть, особенно в регионах, где покупают товары через Сеть. Расширяется ассортимент. Но догнать такой сегмент, как "покупка билетов, заказ гостиниц", будет очень сложно. Здесь просто феерический рост.

Эксперты предрекли четыре сценария развития Интернета в России.

если в стране произойдет заметное улучшение делового климата. Государство проведет ряд мер по стимулированию безналичных платежей и развитию внутреннего рынка и вернется к политике невмешательства в регулирование Интернета. Среднегодовой рост рынка составит 35–40%.

Политика государства в регулировании интернет-индустрии по сравнению с 2012 годом не меняется, законотворчество в интернет-сфере замораживается. Основной бум будет наблюдаться в сегментах электронной коммерции и рекламы. Среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 15–20%.

Меры по стимулированию делового климата не предпринимаются или являются неэффективными. Регулирование Интернета усиливается. Среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 6–10%.

Глобальный кризис, всем плохо, в том числе и интернет-экономике. Рост не более 3–6%, да и то в отдельных сегментах.