Дети и деньги. На Алтае обидели усыновителей?

март 1, 2007

Когда барнаульцы Владимир и Ирина Каменевы (фамилия изменена) решили удочерить девочку, у них уже был сын четырнадцати лет. “Очень хотелось дочку, - рассказывает Владимир. - Так как самим по медицинским показаниям родить уже было нельзя, мы решили кого-нибудь удочерить".

Через месяц супруги в краевом банке данных отказных детей выбрали девочку по фото. Однако, когда приехали в роддом, заведующая, посмотрев на Володю и Иру, принесла другую девочку со словами “Эта ваша”. На будущих маму с папой смотрела кареглазая симпатичная кроха, похожая на Иру.

После заведующая показала маленькое фото мамы девочки. Та по внешности и впрямь была похожа на Ирину. Такая же худощавая, кареглазая. Врач рассказала, что юная мамаша отказалась от дочери по социальным причинам. У девушки, живущей в общежитии, уже рос один ребёнок. Против второго был её очередной гражданский муж.

Так в доме Каменевых появилось маленькое сокровище. О том, что Настя удочерённая, знают только самые близкие люди. Для других имитировалась настоящая беременность.

Насте скоро будет два года. Это очень живой, игривый и общительный ребёнок.

- Она даже ползала очень быстро, как таракашка, - с любовью рассказывает Владимир. - Непоседа, юла. Норовит маме помочь посуду мыть, сыр на тарелке красиво раскладывает - хозяюшка. Петь очень любит. Сейчас у неё такой интересный возраст - всё повторяет. Я зубы чищу, она щётку берёт, я начинаю обувь чистить, и она туда же.

Девочке, брошенной когда-то в роддоме, по всему видать, с новыми родителями повезло.

Сегодня власти на разных уровнях пытаются создать законы, поощряющие опекунов и родителей, которые избавляют детей от сиротства. В Алтайском крае подобный закон о пособиях для опекунов и усыновителей был издан ещё до нынешнего демографического ажиотажа. Только закон этот довольно странный.

Не так давно Владимир узнал, что согласно Закону Алтайского края “О пособии гражданам, усыновившим детей", усыновителям полагается ежемесячное пособие - четыре тысячи рублей. Полагая, что их семья имеет право на это пособие, он пришёл в комитет по соцзащите, однако получил вежливый от ворот поворот. Каменеву сообщили, что право на пособие имеют только те усыновители, которые представят справку, что их ребёнок три года находился под опекой.

- Это же абсурд, - удивился Владимир. - Получается, что если бы мы сначала оформили опеку, а затем через три года удочерили ребёнка, тогда бы нам выплачивали пособие. А если удочерили сразу, то никакого пособия? Какая-то непонятная логика.

В ответ на это в отделе соцзащиты пожали плечами: мы-то, мол, что можем поделать. Закон есть закон.

На интернет-конференции с председателем крайсовета Александром Назарчуком Владимир, описав свою ситуацию, спросил: “Возможно ли внести изменения в данный закон, сделав его более справедливым и логичным?” В ответ на это Назарчук попытался пояснить, почему возникла “абсурдная норма”. Он говорит, что при усыновлении дети становятся родственниками по происхождению. А ведь родителям, которые родили детей, не выплачивается такое пособие. Кроме этого председатель АКСНД называет еще одну причину: “Существует такая моральная проблема, как сохранение тайны усыновления, которая охраняется федеральным законом. И если платить усыновителям пособие, им придётся постоянно обращаться в административные органы, приносить документы и тогда сохранить тайну усыновления будет невозможно. В отношении же усыновлённых детей, которые до этого три года были под опекой, как правило, известно, что они усыновлены”.

В то же время Назарчук добавляет: “Разделяю ваше мнение, что в такой ситуации есть определённая несправедливость. Управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи был разработан проект изменений в данный закон, принятием которых были бы устранены препятствия по выплате пособий, но этот проект был отклонён администрацией Алтайского края. Думаю, проблема нуждается в дополнительном изучении”.

Владимир Каменев, прочитав этот ответ, удивился пуще прежнего: “При чём здесь тайна усыновления? Ну, перечисляйте мне тайно на счёт…”

Как стало известно “МЭ”, на очередной мартовской сессии вновь на обсуждение депутатов будет выноситься вопрос о недостатках выше­упомянутого закона.

- Закон этот действительно нелогичный, - считает депутат АКСНД Ирина Солнцева, возглавляющая комитет по охране здоровья и социальной защите населения. - Не наш комитет был его разработчиком, и я не знаю, чем тогда руководствовались. При чём здесь тайна усыновления? В конце концов, все эти вещи носят заявительный характер, и человек, считающий, что получение пособия нарушит тайну, может сам от этого пособия отказаться. Для нашего отдела эта проблема выплыла тоже после обращений усыновителей. Их было не так много. Люди, которые берут ребёнка, как правило, это не афишируют. К тому же когда они его усыновляют, отчитываются о доходе. Так что, видимо, ещё боятся, что если обратятся за пособием, им могут отказать в усыновлении. Наш долг помочь этим людям, благодаря которым в крае становится меньше сирот.

По данным комитета по соцзащите и охране здоровья, на 1 января 2006 года в крае усыновлено четыре тысячи двести детей-сирот. Из них полторы тысячи- не родственниками.

- Усыновители же больше дают ребёнку - и имя, и право на наследство и т. д.

- А вот с опекунами сегодня бывают проблемы. Немало дел, когда опекунства лишают, потому что нередко в тех же сёлах детей берут под опеку ради пособия, - поделилась Солнцева.

Статистика за прошлый год по этому вопросу будет готова только к февралю. В управлении по образованию заметили только, что такие случаи есть.

По словам депутата Солнцевой, проект изменений в закон сейчас в стадии согласования. По нему предлагается платить усыновителям ежемесячно по 4 тысячи на каждого ребёнка в семье (в том числе и родным, не усыновлённым) независимо от дохода родителей.

- Продвинуть его будет не так легко, - заметила Ирина Валентиновна. - Большая трудность сейчас в том, что бюджет уже утверждён и придётся что-то верстать заново. Но с другой стороны, речь идёт не о таких уж больших деньгах.

Начальник отдела социальной реабилитации и специального образования управления по образованию и делам молодёжи Лариса Багина поделилась:

- В своё время мы поднимали этот вопрос, но всё осталось на своих местах. Усыновление - шаг очень серьёзный. Здесь и этические моменты, и финансовые. Почему вы говорите: обидели усыновителей? Ведь человек берёт ребёнка в семью и считает себя счастливым. А детям, рождённым в семье, никакого пособия не выплачивается. Я считаю, в нашем крае и так много сделано.

А супруги Каменевы тем временем подумывают о том, чтобы удочерить ещё одну девочку. Чтобы непоседе Насте веселее было. Владимир надеется, к тому времени в крае справедливость в отношении усыновителей будет восстановлена.

Марина Кочнева.

Что есть что

Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновлённые дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Проще говоря, усыновление (удочерение) - государственная регистрация ребёнка с официальным присвоением ему статуса сына/дочери и приобретением соответствующих прав и пакета документов. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие. Дети в свою очередь по Семейному кодексу обязаны заботиться о родителях в старости. На усыновителей распространяется и действие нового закона о материнском капитале в 250 тысяч рублей при рождении второго ребёнка.

Опека (попечительство) - принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто она используется как промежуточная форма к усыновлению. Опекун (как правило, близкий родственник) официально и физически не является ребёнку матерью или отцом. Опекуны получают по 4 тысячи ежемесячного пособия на каждого ребёнка

Приёмная семья - форма воспитания ребёнка в семье на дому у “приёмного родителя” - воспитателя. Такая семья заменяет ребёнку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Приёмная семья образуется на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание) на определённый срок. В приёмных семьях может воспитываться от 1 до 8 детей. На содержание каждого ребёнка приёмной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства - 4 тысячи рублей. Приёмному родителю платится зарплата (от 2600 до 3300 за каждого ребёнка) и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребёнку приёмные родители являются опекунами.

Патронатное воспитание - форма воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату по договору. Под патронат передаются дети, не имеющие определённого статуса, или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Он часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребёнком соответствующего статуса. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным и зависит от ситуации.

На ребёнка в этом случае тоже выделяется пособие в 4 тысячи рублей.