И Арктика нам не нужна. Почему экологи проигрывают нефтяникам?

октябрь 16, 2013

В конце сентября группа активистов экологического движения Greenpeace попыталась подняться на нефтяную платформу "Приразломная", чтобы провести акцию против добычи нефти в Арктике. Правоохранительные органы РФ задержали экологов, и теперь им грозит тюремное заключение. Согласно социологическим опросам, в этом вопросе большинство граждан нашей страны поддерживает правительство и желает, чтобы гринписовцы ответили за эту акцию по всей строгости российского закона.

Инфографика: экология.
Михаил Хозяйкин

Экологи почти всегда и везде проигрывают битву за нашу планету тем, с кем они борются; тем, для кого Земля прежде всего – источник обогащения. Почему так происходит? 

Владимир Путин на предложение профессора Сергея Медведева передать управление Арктикой мировому сообществу:

Придурок! Арктика – неотъемлемая часть России, находившаяся под нашим суверенитетом в течение нескольких веков. Так оно и будет оставаться во все последующие времена.

Навешать любой лапши

Наталья Кононова,
экологический активист, Рубцовск:

За теми, против кого борются экологи, стоят огромные корпорации, огромнейшие деньги. И у них в руках СМИ, а кого люди слушают? Люди целыми днями слушают телевизор, и эффект этим достигается поразительный. Я работала наблюдателем на думских выборах, мы ездили с урной в наш маргинальный Западный поселок – там, в этих старых бараках ничего не изменилось со времен СССР: грязь, печное отопление, помои… "Мы тут вымираем, все про нас забыли, – жаловались бабушки, а потом выпрямлялись, как для пионерского салюта. – А голосовать мы будем за ”Единую Россию”!" Вот вам массовое сознание.

Люди в большинстве вообще ничего не читают, у них нет другой информации, кроме как из телевизора, в их мозги со страшной силой залезли с одной стороны РПЦ, с другой – развлекательные телеканалы со всякими экстрасенсами, повылазило всякое мракобесие, и при этом еще, как писал Артемий Троицкий, чувства верующих защищают от знания знающих.

Есть в человеке что-то далекое от науки, что-то такое, во что легко вторгается пропаганда, какие-то сектантские идеи. И если человек ничего в школе не учил, если он не понимает, почему дважды два – четыре, и почему нельзя не заземлять холодильник, то ему можно навешать на уши любой лапши, любой. И он будет глотать всякую дребедень насчет того, что Greenpeace работает на американские корпорации. А думать не будет.

Ученых не слушают

Светлана Кривец,
ведущий научный сотрудник Института мониторинга климатических изменений и экологических систем (Томск):

Не всегда, не везде и не обязательно проигрывают экологи. Есть государственные экологические организации, которые побеждают: например, внутри нашего Томского департамента природных ресурсов есть отдел по работе с заказниками, и они отбивают лесников только так, с нашей помощью, конечно. Но это все должно быть обоснованно.

У нас одна ошибка во всем – в любое дело очень часто вмешиваются непрофессионалы. Я не считаю экологов, в том числе барнаульских, неспециалистами в их экологическом деле защиты природы, необходимости контроля за использованием ресурсов. Все так. Но я уже сказала, что только в том случае поставлю свою подпись под каким-то экологическим воззванием, если будет проведено комплексное, профессиональное обследование проблемы.

Поскольку наши государственные богатства, слава Богу, еще не перешли в частные руки, решать их судьбу надо с привлечением всех заинтересованных лиц и специалистов. А со стороны государства отношение к специалистам пренебрежительное, и экологи-общественники обращаются к нам в самый последний момент да еще и обругают на двадцать раз.

Вот, кстати, в вашем Алтайском крае просто невозможно работать из-за постоянных агрессивных войн экологов и лесников. Получается, и государство нас не видит, и общество…

Позоримся перед миром

Сергей Медведев,
профессор кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики:

Наше государство основано на экономических интересах ресурсных лобби. Экологи этой системе явно мешают. Почему они не получают должной поддержки общественности? Во-первых, у нас не сформировано гражданское общество. Во-вторых, я считаю, у нас в России достаточно антиэкологический тип сознания: люди очень расточительно относятся к природе. Как себя ведут корпорации по отношению к природным ресурсам, так же ведет себя средний россиянин, выезжающий отдыхать в лес, оставляющий костер и мешки с мусором.

В северных странах – Канаде, Финляндии, Норвегии, Швеции – экология встроена в систему государственной власти. В Швейцарии, например, люди отказались от разработки золотого месторождения в глухих горах, которое принесло бы 20 млрд. долларов в казну и порядка трех тысяч долларов в месяц в виде налогов каждому жителю. Но они отказались от валяющихся под ногами денег ради того, чтобы сохранить чистоту горного уголка. У нас в Арктике ситуация противоположная: побеждает алчность. Это интересы отдельных корпораций, которые при помощи вышек осваивают не нефть, а государственный бюджет. Им на это освоение выдаются огромные дотации: на развитие арктической инфраструктуры, ледокольного флота и так далее.

Жить за счет арктической нефти мы все равно не будем, поскольку добыча этой нефти находится за гранью рентабельности.

В России огромный потенциал развития малого и среднего бизнеса, сектора услуг, компьютерной, туристической индустрии. Нефтяная модель душит нашу экономику и население, и чем больше препон на пути нефтяных компаний мы поставим, тем лучше будет для России. Север нужно оставить его коренным народам с их традициями и культурой – вот куда нужно вкладывать деньги.

Что касается дальнейшей судьбы активистов "Гринпис", то я пока не вижу хороших сценариев. Эти люди, может быть, сами того не подозревая, попали в очень больное место Российского государства, и я боюсь, что им могут грозить серьезные тюремные сроки. Но надеюсь, что все-таки возобладает здравый смысл, что, может быть, будет дана амнистия или отмашка прекратить это. Очень бы хотелось надеяться, потому что Россия позорится перед всем миром.

Решить экологические проблемы в России в ближайшее время невозможно, сил экологов на это не хватит. Власть жестко и беспардонно стоит на страже разрушителей природы, и это еще раз говорит о ее временной сущности.

Опрос. Готовы ли вы стать защитником природы?

Надежда Лапкина,
пенсионер:

Я в деревне живу, там экология прекрасная. А в городе сколько раз замечания делала – мусорят, плюют, пройти невозможно. Разве можно это победить? Культура и нравственность с малых ногтей должны прививаться.

Владимир Черников,
системный администратор:

Я поддерживаю, что в лесах нельзя разводить костры и оставлять мусор. Но вот по поводу активистов "Гринпис", думаю, они все же были не правы – это нарушение норм безопасности. Я несколько лет сам по работе был на этих платформах под Мурманском. Утечки нефти, конечно, неизбежны, экологи протестуют не зря. Но методы они выбрали не те.

Семен Шемберко,
школьник:

Я готов выйти на субботник, а на митинг бы не пошел – засекут, и все, еще и дома "лещей" получишь. Мне кажется, экологи правы, что протестуют за Арктику, но присоединяться к ним я бы не стал.

Светлана Золотухина,
менеджер:

Если бы у меня было время, да. Но косвенно в защите природы я участвую: например, мусор после пикника с собой уношу, такими мелочами стараюсь сохранить порядок. Борьба экологов, на мой взгляд, бесполезна: даже когда в защиту леса в Барнауле пикет был, проезжали мимо – стояли человек 20–30. Правительство не реагирует, и люди потеряли веру, что можно что-то изменить. И я не верю, честно говоря.