Татьяна Малышева: "Наш сертификат "Алтайское качество" — первый шаг на пути к "звездам"

октябрь 22, 2013

Ассоциация отельеров "Алтайское гостеприимство" в сентябре зарегистрировала собственную систему сертификации "Алтайское качество". Она предназначена для предприятий, занятых в разных сферах туристической отрасли. Получение такого сертификата добровольно. Зачем компаниям подвергать себя проверке по собственному желанию, рассказала исполнительный директор "Алтайского гостеприимства".

Татьяна Малышева,
исполнительный директор "Алтайского гостеприимства":

Сертификация гостиниц по национальным стандартам гостеприимства до 2003 года в России была обязательной. Потом она стала добровольной. И по закону любое юрлицо может создать собственную систему сертификации. Что мы и сделали.

По системе "Алтайское качество" сертифицировать услуги могут средства размещения, туроператоры и турагенты, компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, предприятия общественного питания. В национальных стандартах, которым должны соответствовать организации такого рода, заложены минимальные требования. Создавая свою систему, мы основывались на них, но учли специфику местного рынка. Например, ввели классификацию турбаз и сельских гостевых домов, чего нет ни в одном национальном стандарте.

Получение сертификата для турфирмы будет стоить 6–8 тыс. рублей, выдается он на три года. Для гостиниц и турбаз может стоить чуть дороже или чуть дешевле в зависимости от их нынешних параметров. Чтобы получить сертификат, нужно подать заявку. Мы проверим всю технологическую документацию компании и материально-техническое оснащение на соответствие нашим требованиям. Например, по стандартам на одного человека в гостинице должно приходится не менее 9 кв. метров, на предприятиях сезонного функционирования — 4,5 кв. метра на человека, на предприятиях круглогодичного функционирования — 6 кв. метров на человека.

Проверяем оснащение номеров и услуги, которые оказывает предприятие. Персонал пока не проверяем. Сроки всей процедуры варьируются, но она не длится дольше месяца. Хотелось бы, чтобы предприниматели понимали: мы не контролирующий орган. Мы помогаем компаниям, подсказывая, что им нужно поправить и как это лучше сделать, чтобы контролирующим органам было у них не к чему придраться.

Отель может иметь и такой "добровольный" сертификат, и "звезды". Но если он уже получил "звезды", сертификат ему в целом не нужен: "звезды" — более высокий показатель качества с более серьезными требованиями. Добровольное сертифицирование по нашей системе — это первый шаг на пути к "звездам". Это проверка, насколько средство размещения готово к тому, чтобы получить "звездную" классификацию (которая, между прочим, будет обязательной для всех российских гостиниц в 2018 году).

Добровольная сертификация у нас понимается как необязательная, а не как плюс к имиджу предприятия. Между тем за рубежом это признанный элемент продвижения. Наша ассоциация обеспокоена вопросом качества туристических услуг на алтайском рынке, потому что количество турфирм и средств размещения в крае уже накоплено достаточное, и уже пора от количества переходить к качеству. Сегодня большинство средств размещения не спешит получать "звезды", потому что это непросто сделать в связи с большими материальными вложениями для соответствия жестким требованиям.

Но к этому все равно придется прийти, и они это понимают. Сейчас на добровольную сертификацию ожидаем в первую очередь фирмы, которые оказывают услуги в так называемом детском туризме (вопросы безопасности тут стоят на первом месте). Требования должны знать, их необходимо выполнять. Предполагаю также, что все члены нашей ассоциации, которые в настоящее время не готовы получить "звезды", будут получать сертификат. Ведь "Алтайское гостеприимство" — не только клуб по интересам, но и коллективная ответственность за качество оказываемых на Алтае услуг гостеприимства. Движение в этом направлении — дело не одного года, но постепенно мы, как видите, двигаемся.

Наша система будет работать только при тесном взаимодействии общественных организаций, бизнеса и администрации. В Перми, например, местная власть субсидирует часть затрат на формирование турпродуктов. В Ростове-на-Дону администрация взяла на себя 70% затрат на получение "звездной" классификации для местных средств размещения. Я считаю, что и алтайским компаниям не помешала бы такая поддержка. Администрация края сегодня вкладывает серьезные деньги в продвижение региона на федеральном и международном уровнях — и ведь при этом она также продвигает и наши средства размещения, и туристические фирмы. Мы же должны соответствовать тому, что заявляют о крае на туристических выставках и форумах.