октябрь 25, 2013
"Мы не можем ждать милостей от государства, взять их у него – наша задача" – так, перефразировав слова известного селекционера Мичурина, обозначил свой подход к развитию Александр Жарков, гендиректор ФНПЦ "Алтай".
ФНПЦ строит новое производство в Ангарске и кует обороноспособность страны, а его директор крепит лоббистские связи и не сомневается: рост экономики в ближайшие годы будет продолжаться – уж на его-то предприятии и в группе связанных с ним компаний точно.
На прошедшей на днях всероссийской конференции в Бийске "Экономика территории: потенциал саморазвития" Жарков был самым оптимистичным участником. Другие – в основном из числа профессоров – прогнозировали события самые печальные: дальнейший экономический спад, попадание Сибири в зону влияния иностранных держав и даже революцию.
Александр Жарков знает секрет, как эффективно взаимодействовать с вертикалью власти. Есть структуры, участие в которых дает возможность лоббировать интересы ФНПЦ и группы родственных предприятий. Среди них, к примеру, совет генеральных конструкторов при оборонном вице-премьере Дмитрии Рогозине. Работа с такими структурами – один из способов самим "взять милости у государства".
А еще есть правительственные программы, в которых ФНПЦ активно участвует.
Мы пытаемся участвовать во всех программах Минпромторга, держим на контроле инвестиционные проекты, которые идут сверху. Появились кластеры – будем организовывать кластеры. Технопарки? Называемся технопарком.
Свое умение шагать в ногу со временем Жарков показывает на примерах: ФНПЦ участвует в развитии трех полюсов (вот еще одно новое слово в российской политике), в том числе полюса оборонного направления. Задача последнего – сохранять и развивать в регионе крупный куст предприятий, обеспечивающих выполнение программы вооружения Российской армии на самом современном уровне. Лучше, чем это делают мировые лидеры.
У ФНПЦ "Алтай" все получается: к 2015 году объемы оборонного заказа и опытно-конструкторских разработок возрастут в два раза (по сравнению с 2011 годом).
В два раза увеличатся и объемы производства и реализации промышленных взрывчатых веществ. Более того, для Российской армии в ФНПЦ создадут пять новых разработок, в том числе стратегического назначения. А объем поставок за рубеж технологий и оборудования двойного назначения "под ключ" увеличится в два-три раза.
И все же оптимизм Жаркова не смог изменить настроение большинства участников, среди которых были академики и профессора, а также члены Совета Федерации. Сенатор Юрий Шамков привел прогноз экспертов "Альфа-Банка", согласно которому ВВП в текущем году вырастет лишь на 2%, в 2015-м на 1,8%.
Аналитики АФК "Система" более пессимистичны: они прогнозируют, что рост ВВП и инвестиций в 2014–2015 годах будет нулевым.
А между тем в стране приняты и действуют пять госпрограмм, касающихся промышленности. Поставлены амбициозные цели: к 2020 году создать новую промышленность с 25 млн. инновационных рабочих мест. Но разрозненные программы мало что меняют. По словам сенатора, уровень износа основных фондов в отрасли – 50–75%.
Но при нынешнем состоянии заводов многомиллиардные вложения не дадут эффекта: удачные экспериментальные разработки "утекут" в страны с высоким потенциалом, ведь в России их просто не смогут поставить на поток. Спасти ситуацию, полагает сенатор, может государственная промышленная политика. Но пока она не создана. И, как полагали другие участники, экономика страны рушится на глазах.
Собственники угольных шахт Прокопьевска (Кемеровская область) в этом году одну за другой закрывают нерентабельные шахты. По словам руководителя Новосибирскоблстата профессора Александра Кисельникова, проблемная зона Прокопьевск – Новокузнецк напоминает "объединенный Детройт" – город в США, объявленный банкротом. В начале сентября в Кузбассе закрыли еще одно предприятие – "Кузбассэлектромотор".
В Хакасии из-за спада производства на алюминиевом заводе в Саяногорске поступления налога на прибыль рухнули на 72% (данные первого полугодия). В Красноярске закрыты производитель знаменитых "Енисеев" – комбайновый завод, а также единственный в России завод, выпускавший комплекс машин для лесозаготовки, "Краслесмаш".
В Новосибирске объявлен банкротом "Сибсельмаш" – некогда крупнейший производитель сельхозтехники. А после начала реформы Академии наук в институтах столицы Сибири начались сокращения ученых. Рушится и коммунальная инфраструктура: на днях в Бердске случилась крупнейшая авария на канализационном коллекторе, из-за которой столица Сибири несколько дней находилась в режиме ЧС.
Инфраструктура плохо понимает высказывания политиков. Если нужно менять 50 километров, а меняют пять, она неизбежно будет разрушаться.
Экономическая политика страны когда-то была направлена на ускоренное развитие Сибири. Сегодня же регион стремительно сдает позиции. Кисельников не исключает: зауральские регионы попадут в зону влияния более сильных держав, включая Китай и США. Города будут терять население, а неравенство нарастать.
Александр Кисельников многие эти беды объяснял влиянием агентов: он был убежден, к примеру, что и "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат", и два крупных ядерных реактора (в Томске и Красноярске) закрыли потому, что так "велели американцы". Но, кажется, Алтайскому краю повезло больше: проблемы нашего региона он обошел стороной.
Другой профессор – небезызвестный Руслан Хасбулатов (завкафедрой Российского экономического института им. Плеханова) – полагал: миру больше нельзя ориентироваться на рынок. Все, хватит. Либеральные идеи, охватившие молодые умы, он назвал "порочными" – и очень жаль, что этого не понимают мировые лидеры.
Хасбулатов считает возможным социальную революцию в России: ее причиной может стать ЖКХ. А чтобы страна не рухнула окончательно, предложил вернуться к планированию и расширению участия государства в экономике:
В том, что касается государства, это может быть директивное планирование, в том, что касается частного сектора, – индикативное. Государства должны ориентировать национальный бизнес на достижение каких-то целей, решение каких-то задач. А если не видят лидеры этих задач, то зачем им быть лидерами?
Пока неясно, в какой мере идеи и предложения участников будут восприняты теми, кто принимает решение в экономике и политике.
40% – такова доля в структуре обрабатывающей промышленности Алтайского края всего четырех предприятий: "Алтай-кокса", "Алтайвагона", "Сибэнергомаша" и "Алтайского шинного комбината".
Целью региональной политики Алтайского края должно стать формирование как можно более самодостаточной экономики, не подверженной кризисным воздействиям. Для этого необходимо создание аграрно-индустриального территориально-производственного комплекса с полным технологическим циклом; развитие высокотехнологичной медицины и санаторно-курортного комплекса; развитие системы высшего профессионального образования, ориентированной на подготовку студентов из Казахстана и Средней Азии.
ФНПЦ "Алтай" строит новый завод в Ангарске (Иркутская область) по производству диметилацетамида (востребованного рынком растворителя широкого применения). Об этом сообщил гендиректор Александр Жарков. Стоимость проекта, по данным годового отчета ФНПЦ, 20 млн. рублей. "Мы строим его в Ангарске, а не у себя, потому что на соседней площадке, за забором, производится исходное сырье", – поясняет гендиректор.