октябрь 30, 2013
– Исконный смысл слова "предпринимательство" напрямую связан с организацией и проведением праздников. В средние века, когда европейскому королю необходимо было организовать парад, представление или любое другое событие, он нанимал для этого антрепренера – человека, способного взять на себя все заботы о подготовке мероприятия начиная от поиска артистов и завершая фейерверком. Отчета о расходах при этом не требовалось: главное, чтобы королю понравилось, – говорит Виктор Беляев, профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга АлтГУ.
Инфографика: праздники.
Михаил Хозяйкин
В последние годы не скупятся в нашей стране и на организацию юбилеев, детских праздников и прочих событий. Как правило, такие торжества сопровождаются арендой автомобилей класса люкс, фейерверками и другой подобной атрибутикой роскоши. При этом средняя зарплата жителей Алтайского края остается довольно низкой – в 2013 году она составила 16 266 рублей. Почему, находясь на грани бедности, мы тратим зачастую почти непосильные суммы на торжества?
Действительно, в России в последнее время люди все больше внимания уделяют масштабу личного торжества.
Если в советское время у нас были несколько иные традиции, сегодня мы фактически возвращаемся на уровень сельского характера потребления: свадьба всей деревней, гулять так гулять и прочие модели поведения. Это признак патриархализации общества, а не городской культуры. Безусловно, есть страны, в которых личные праздники широко отмечаются: Азербайджан, Казахстан, Армения и далее по списку. Массовые действа становятся очень большой частью жизни, поскольку у людей нет иных каналов для индивидуального самовыражения.
Немалую роль играет распространенное желание выглядеть не хуже других. К показухе стремятся все, от нуворишей до чиновников, а остальные копируют на доступном им уровне.
Добавляется еще и отсутствие рационального зерна – важного для городской культуры элемента.
У нас сверху донизу наблюдается статусное потребление: социальные группы, занимающие низшее положение в обществе, стремятся в рамках своих возможностей, а часто выходя за них, копировать модели более успешных соотечественников. Потому что "сверху" подается сигнал: так правильно. А других культурных групп, которые бы демонстрировали иные модели поведения, к сожалению, нет.
Я бы не сказал, что в Барнауле сегодня резко выросло число потребителей услуг индустрии праздников. Напротив, в последнее время все меньше компаний с размахом открывают свои торговые центры, салоны и пр. Общественные праздники стали проходить в штатном режиме. Даже масштаб Дня города сократился.
Но поскольку уровень жизни населения растет, люди не скупятся на проведение каких-то личных торжеств. Спрос порождает предложение, и количество игроков рынка услуг развлечений возросло в разы. Причем раньше, по моим наблюдениям, квалификация организаторов мероприятий была выше, чем сегодня. Я думаю, это связано с тем, что многие считают данную сферу способом быстрых и легких денег. Ведущих сегодня не меньше, чем фото- и видеооператоров. Весь вопрос в качестве.
Что касается потребителей, то, безусловно, не все могут себе позволить торжество своей мечты. Некоторые, конечно, берут адекватные займы. И это нормально, я считаю, ничего страшного в кредитах нет. Берем же мы в рассрочку бытовую технику. Почему бы не взять кредит на свадьбу, если не получается иначе? Это тоже определенного рода вложение. Точно так же и с детскими праздниками. У какой-то части людей не хватает денег для того, чтобы отправить свое чадо на выпускной. Но хочется же все равно сделать праздник любимому ребенку. Понятно, что родители займут где-то, это будет для них накладно, но что делать?
Потребление нельзя объяснить здравым смыслом. Оно напрямую относится к сфере воображения и мало связано с предметным миром. Например, есть показное потребление, когда женщина, демонстрируя свои драгоценности, в действительности демонстрирует социальный статус мужчины, который их подарил.
В Барнауле, по моим наблюдениям, все эти парадоксы со всей своей местечковостью проявляются острее. У нас фактически не осталось производства, зато мы бьем все рекорды по количеству магазинов, продавцов, покупателей и охранников, которые защищают одних от других.
Причем зачастую люди не на кого-то конкретного ориентируются, а на собственное представление о благах. Для настоящего потребителя ареной служит другая планета, находящаяся в его воображении. Например, в 90-е годы меня поражало, как психология потребления очень быстро развивалась на почве разорения и бедности. Ведь почти все советские семьи в один момент потеряли свои сбережения. Однако счастьем было обменять немногие оставшиеся блага на пусть даже подержанные, но предметы западной роскоши.
Поскольку на отечественной почве к возникновению потребления не было ни традиций, ни средств, оно возникло как чистый миф, под который в течение следующих десятилетий подгонялись нужная инфраструктура и психология. Здравый смысл не способен удержать человека от желания обладать. Потребительские кредиты, берущиеся под взятые займы, – это та же погоня за фантазией.
Раньше в рекламе была актуальна концепция – успевай за соседом. Сегодня – нет. Как минимум предметами необходимости рынок насыщен и даже перенасыщен. Работают другие стратегии: выделяйся, имей какие-то смелые, радикальные взгляды.
На инаковости, кстати, очень многое строится. Вчерашние дикари и бунтари сегодня могут оказаться иконами нового стиля, который точно так же продавался конформистам.
Так что потребление легко осваивает любую критику и любой протест. Это как диалектика "круто" и "некруто". Если слишком много "круто", то это уже колхоз, попса. Поэтому возникает потребность новых инаковых моделей, которые, в свою очередь, насыщают рынок до следующего бунта.
Лично для меня праздники, конечно, важны, и я все-таки предпочитаю их отмечать. Обычно все зависит от повода и настроения, но все-таки главное, чтобы рядом были близкие друзья. Не должно быть много народу, алкоголя и прочее. Главное – повеселиться, пообщаться. Ведущие, лимузины, большие траты – все это, на мой взгляд, лишнее. Чем скромнее, тем лучше, я считаю.
Для меня, как для девушки, значимые даты, такие, как свадьба или юбилей, играют огромную роль. Конечно, все зависит от торжества, но если повод действительно стоящий, то и отмечен он должен быть соответствующе. Должна быть достойная организация, друзья, гости... Расходы на ведущих, артистов, безусловно, оправдывают себя. Главное, чтобы вечер удался.
Для меня личные праздники не настолько важны, а вот отметить какое-то событие для коллектива или ребятишек своих, я считаю, очень важно. Причем, я считаю, взрослые могут обойтись в организации и своими силами. Много ли нам надо: собраться, потанцевать, поговорить да выпить. А вот для детей, конечно, стоит постараться.
День рождения я не люблю отмечать, но он для меня важен, потому что я встречаюсь с родителями. Это чисто семейное предприятие. Что касается свадеб... Мне кажется, сегодня все доводится до абсурда. Весь этот размах – уже лишнее. Тем более не понимаю, когда люди влазят в долги, чтобы отпраздновать. Ну, располагай ты тем, что есть. Зачем прыгать выше головы?
Согласно мониторингу банковского рынка, проведенного компанией Profi Online Research в 2010 году, из всех взятых потребительских кредитов в России