ноябрь 1, 2013
В 1986 году на поле боя под Ленинградом поисковики нашли останки политрука Мефодия Кундиуса родом из Ключей Алтайского края. Они были уверены, что скоро отыщут родственников погибшего воина, но розыск затянулся на 27 лет…
Нынешней осенью руководство поискового объединения "Св. Георгий" из Санкт-Петербурга предприняло новую попытку найти родных защитника своего города.
Фотографию вместе со сканом медальона политрука и письмом заместителя руководителя поискового объединения "Св. Георгий" Алексея Тяпушкина две недели назад передал мне командир поискового отряда "Алтай" Николай Чайка:
"Нужна ваша помощь в поиске родственников погибшего солдата – вашего земляка: Кандеусова Мефодия (Модеста – так в ОБД „Мемориал“*) Моисеевича, 1917 года рождения, младшего политрука, уроженца Алтайского края, Ключевского района, села Ключи. Пропал без вести 25 сентября 1942 года.
Дело в том, что он был найден ещe в 1986 году в урочище Тортолово Ленинградской области, на заре становления нашего поискового объединения. На месте обнаружения было устроено временное захоронение с информационной табличкой. Данные со смертного медальона, по которому его опознали, были отправлены в фонд поисковых отрядов Ленинградской области. К сожалению, „пауза“ растянулась на 27 лет!
В данный момент мы нашли могилу и забрали оттуда останки. Планируется перезахоронить М. М. Кандеусова весной будущего года на воинском мемориале "Синявинские высоты". Но если найдутся родственники и пожелают захоронить его на родине, готовы оказать содействие".
Прошло пять дней – и все, что больше четверти века не срасталось, удивительно быстро срослось. Мне помогли сотрудники Ключевского военно-учетного стола, Ключевского сельсовета и Новополтавской средней школы. Особая благодарность начальнику военно-учетного стола Тамаре Ивановне Сорокиной и бухгалтеру Новополтавской средней школы Ларисе Викторовне Величко.
В восьмилетнем возрасте я несколько месяцев прожила в Ключах в доме своего деда-фронтовика и запомнила ребятишек, с которыми играла в детстве. На другом конце улицы жила девочка-ровесница Люба Кундиус. Полгода спустя моя мама получила направление на работу завучем в среднюю школу Новополтавы. И здесь у моих старших братьев появился друг Владимир Кундиус…
Детская память сохранила имена и лица. Прочитав обращение поисковиков, я сразу поняла, что искать нужно Кундиуса, а не Ко(а)ндеусова, и не ошиблась. На 37-й странице 3-го тома Книги памяти Алтайского края (запись по Ключевскому сельсовету) – три брата-ключевца, погибших за родину.
Любу Кундиус (Шестидесятую), теперь уже ветерана педагогического труда, я разыскала в Новополтаве через ее учеников. Она действительно оказалась родственницей погибшего под Ленинградом политрука.
– Мефодий Моисеевич Кундиус – двоюродный дядя моего отца Петра Кузьмича Кундиуса, 1922 г. р., участника и инвалида Великой Отечественной войны, умершего 11 лет назад, – рассказала Любовь Петровна. – Родной его брат, Федор Моисеевич Кундиус, тоже умер, еще раньше – лет 20 назад.
Сотрудники ВУС и Ключевского сельского совета, проверив по моей просьбе информацию по брату погибшего – Федору Моисеевичу, разыскали на Сахалине его дочь и родную племянницу Мефодия Моисеевича Наталью Федоровну Кулясову. Она так прокомментировала запись в графе "Адрес семьи" в солдатском медальоне дяди:
– Анна Тереньевна Кондеусова – мать погибшего дяди. Он не был женат, и прямых наследников у него не осталось. На сегодняшний день я его самая близкая родственница.
Жизнь с моими близкими обошлась жестоко. Когда дядю нашли, моему папе было уже 80 лет, он был самым старшим из четверых братьев Кундиусов и единственным, вернувшимся с фронта. Папа был изранен и сильно болел. В 1994 году у него случился инсульт. В то время были живы еще все четверо его детей. Двое моих братьев, сестра и я съехались из разных уголков страны в дом отца и ухаживали за ним целый месяц. Но папа был в таком состоянии, что мы уже не могли с ним ни о чем поговорить. И нам никто из домочадцев не сказал, что дядю нашли. А когда мы разъехались после похорон, мне об этом написали, но никаких документов в доме найдено не было, и мы не знали, куда обратиться...
Мой низкий поклон всем, кто поднял дядю на поле боя и довел этот поиск до конца. Очень хочу приехать на его захоронение, где бы это ни произошло, – на Синявинских высотах или в Ключах. Для меня это будет акт увековечивания всех трех моих не вернувшихся с фронта дядей. Бабушка всегда говорила: "Хоть бы о ком-то из них что-то узнать!" Мечта ее сбывается.
Завершив поиск, я отправила информационное письмо главе администрации Ключевского района Надежде Капура и выразила уверенность, что имя Мефодия Кундиуса будет должным образом увековечено на родине, поделилась своими мыслями, как это можно сделать.
В годы моей молодости в центре Ключей к 30-летию Победы по инициативе первого секретаря Ключевского райкома КПСС Владимира Лобача был создан первый в Алтайском крае мемориальный парк. Теперь такие мемориалы есть в каждом районе, а тогда, 40 лет назад, ключевцы строили его на голом энтузиазме на субботниках и воскресниках. Вся моя семья принимала в этом искреннем почине самое горячее участие.
Известный советский поэт и общественный деятель Константин Симонов, узнав об инициативе ключевцев, прислал на Алтай съемочную группу документалистов во главе с сыном Алексеем. Два года назад я брала интервью у Алексея Симонова, и мы вспоминали с ним эти съемки. На него посещение Ключей в 1975 году произвело неизгладимое впечатление.
Мне, как землячке Мефодия Моисеевича Кундиуса и участнику завершившегося поиска, очень хочется, чтобы ключевский политрук вернулся на родину и был захоронен в мемориальном парке в центре села, чтобы эта история освежила память и чувства его односельчан. В 2012 году подобным образом в Кулунде был торжественно захоронен политрук Павел Савельевич Вакулов, погибший под Сталинградом. И это действительно стало важным делом, очистившим души многих его односельчан.
Моя бабушка, Анна Тереньевна Кондеусова, до самой кончины ждала с войны своих сыновей. У нее была фотография, на которой погибшие Василий, Мефодий и Никита сняты вместе. Бабушка никогда не расставалась с этой фотографией, носила ее, завернув в салфетку, в кармане фартука и никому в руки не давала. Бывало, мы попросим показать, она достанет, развернет, а из рук не выпускает. Умерла бабушка в Казахстане и вместе с ней таинственным образом исчезла фотокарточка ее сыновей, искали и не нашли. Может, бабуля забрала ее с собой в надежде встретить сыновей на том свете?..
Времянка на месте гибели младшего политрука Мефодия Кондеусова (Кундиуса). В 1986 году поисковики-ленинградцы, нашедшие останки нашего земляка, на время розыска его родных захоронили останки во временную могилу на поле боя. Розыск затянулся на 27 лет.
* Обобщенный электронный банк данных по погибшим и пропавшим без вести участникам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.