ноябрь 6, 2013
Российский авторынок пока не может выбраться из стагнации, в которой пребывает с начала года. Эксперты отмечают некоторую стабилизацию ситуации, но о росте пока говорить преждевременно. На этом фоне особенно заметен прорыв китайских автопроизводителей. О таких темпах роста продаж, как у компаний из Поднебесной, большинству конкурентов остается только мечтать. Растут показатели и в Алтайском крае, где есть официальные дилеры уже трех китайских брендов. И все они уверены, что продажи дешевых китайских машин продолжат свой рост.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в сентябре 2013 года снизились на 5%. В этом месяце наши соотечественники купили почти 247 тыс. машин, что более чем на 13 тыс. меньше, чем в сентябре 2012 года. В августе ситуация для автопроизводителей и дилеров складывалась еще хуже — падение рынка тогда было зафиксировано на отметке 10%. Всего за девять месяцев 2013 года российский авторынок "просел" на 7%. Из-за такой нестабильности показателей эксперты пока не торопятся прогнозировать даже умеренный его рост.
Самые значительные потери по итогам девяти месяцев на российском авторынке понесли Daewoo (-35%), Vovlo (-30%), Peugeot (-24%), Ford (-19%), Chevrolet (-17%), Suzuki и Citroen (-15%) и даже бессменный лидер рейтинга Lada (-14%). Из первой десятки рост показали только три компании — Renault (2-е место; +12%), KIA (3-е место; +4%), Hyundai (4-е место; +3%).
В Алтайском крае продажи новых автомобилей упали еще значительнее. Если в январе – сентябре 2012 года, по данным агентства "Автостат", в регионе было зарегистрировано 14 280 новых машин, то в этом году за то же время — 12 200. Сокращение составило 14,6%. Сильнее всего из десятки лидеров (см. инфографику) это почувствовали местные дилеры имеющего хорошие позиции в целом по стране KIA (-35%), недосягаемого лидера Lada (-27%) и Hyundai (-18,4%).
Объемы снижения российского авторынка были бы совсем уж обвальными, если бы не рост спроса на китайские машины. В рейтинге продаж они практически все находятся в середине третьего десятка, но показывают беспримерные темпы роста. Так, Lifan в этом году поднял свои продажи на 29%, Great Wall — на 57%, Geely — на 64%. Две другие китайские марки выбиваются из этого ряда, но тоже показывают положительную динамику. Рост продаж Сhery составил 3%, а машин компании FAW — запредельные 1 644%, что объясняется низкой стартовой базой. Если не брать во внимание показатели еще только входящего на российский рынок FAW, то аналитики рынка говорят о прогрессе китайцев именно как о тенденции, а не как о резком сиюминутном скачке.
В настоящее время доля китайских марок на рынке составляет порядка 4%, и в дальнейшем этот показатель должен увеличиваться. В основном на их результате сказывается эффект "низкой базы". Но свою роль, несомненно, играют низкие цены и широкий модельный ряд. Сейчас они уже составили конкуренцию отечественным автомобилям, а в будущем поборются и с зарубежными брендами.
В Алтайском крае рост продаж "китайцев" за год составил 125%. По данным агентства "Автостат", в январе – сентябре 2012 года в регионе было зарегистрировано 158 новых машин из Поднебесной, а за те же месяцы этого года — уже 357.
Значительнее всего в этом году на дорогах края увеличилось число "Лифанов". Если в 2012 году на учет машины этой китайской марки поставили 17 жителей края, то после открытия автосалона официального дилера Lifan в Барнауле в феврале число обладателей авто этого бренда с начала года приблизилось к двум сотням. Рост составил 938%. Но и дилеров тех марок, что продаются на Алтае не первый год, показатели продаж должны радовать. Так, Great Wall в нашем регионе укрепил позиции на 28,6%, а Сhery — на 13,2%.
Успех китайских марок можно объяснить их главным конкурентным преимуществом — ценой. Но дело не только в том, сколько просят за такую машину дилеры. Важно, что за эти деньги покупатель получает машину в достаточно богатой комплектации. Ближайшие по цене аналоги более именитых марок в базовых версиях оснащаются значительно беднее.
Дилеры китайских марок постоянно подчеркивают, что продаваемые ими машины по соотношению таких параметров, как цена, качество и оснащение, — одно из лучших предложений на авторынке.
За 400 тыс. рублей ни один производитель не может предложить такое количество опций, как китайские компании. Люди начинают им доверять, и это сказывается на увеличении продаж.
Он называет еще одно преимущество китайских машин — недорогое сервисное обслуживание. По его словам, обслуживание "китайца" даже дешевле, чем нового российского автомобиля. Например, стоимость ТО в их автосервисе — от 4 до 6 тыс. рублей.
Брендомания актуальна и в автомобильной сфере. Покупая машину, люди часто смотрят на бренд и платят именно за него. А китайские марки еще не раскручены, поэтому при прочих равных стоят на порядок меньше.
Главным сдерживающим фактором продаж "китайцев" в Алтайском крае можно считать слабую обеспеченность запчастями. В автомагазинах они почти не представлены.
С расходными материалами проблем нет, а вот если понадобится что-нибудь посерьезнее — только на заказ.
Прогнозы дилеров оптимистичны: все они уверены, что рост продаж "китайцев" — а значит, и их доли на рынке — в ближайшее время продолжится. Но при одном условии — если производители по мере раскрутки своих брендов не станут поднимать цены на свою продукцию, как это произошло с "корейцами".
В разговоре с представителями дилеров трех китайских брендов в Барнауле корреспондент "ВД" просил их охарактеризовать условный портрет покупателя машины китайского производства. Оказалось, что можно выделить сразу несколько типов. Кроссоверы чаще всего берут руководители среднего звена в возрасте от 30 до 45 лет. Некоторые покупают "китайца" как второй автомобиль, например, для работы. Молодежь до 27 лет часто берет Lifan Solano. В целом же большинство покупателей машин из Поднебесной — это те, кто пересаживается с отечественных марок или праворульных японцев на новые автомобили.
Регистрация новых л/а в Алтайском крае |
||
Марка |
9 месяцев 2013 г. |
Динамика, % |
Lada |
2 555 |
-27,1 |
Hyundai |
1 245 |
-18,4 |
Chevrolet |
1 150 |
9,5 |
Renault |
1 095 |
0,9 |
Toyota |
960 |
-17,6 |
Nissan |
815 |
-17,3 |
UAZ |
495 |
13,8 |
Kia |
455 |
-35,0 |
Mitsubishi |
450 |
-9,1 |
Volkswagen |
430 |
-10,4 |
Источник: агентство "Автостат".
Great Wall Hover H5 |
Mitsubishi Outlander |
|
Привод |
Полный |
Передний |
Коробка |
МКП 5 |
Вариатор |
Объем двигателя |
2,4 литра |
2 литра |
Мощность |
136 л. с. |
146 л. с. |
Расход бензина в городе |
9,7 литра |
9 литров |
Электроподогрев зеркал |
+ |
- |
Электропривод боковых зеркал |
+ |
- |
Датчики света, дождя |
+ |
- |
Электроподогрев передних сидений |
+ |
- |
Климат-контроль |
+ |
+ |
Цена |
699 000 рублей |
969 000 рублей |
Lifan Solano |
Hyundai Solaris |
|
Привод |
Передний |
Передний |
Коробка |
МКП 5 |
МКП 5 |
Объем двигателя |
1,8 литра |
1,4 литра |
Мощность |
125 л. с. |
107 л. с. |
Расход бензина за городом |
8,2 литра |
4,9 литра |
Электроподогрев зеркал |
+ |
- |
Электропривод боковых зеркал |
+ |
- |
Ключ ДУ (дистанционный ключ) |
+ |
- |
Задние электростеклоподъемники |
+ |
- |
CD-плеер и управление аудиосистемой на руле |
+ |
- |
Цена |
424 900 рублей |
459 000 рублей |
Chery Bonus |
Lada Priora |
|
Привод |
Передний |
Передний |
Коробка |
МКП 5 |
МКП 5 |
Объем двигателя |
1,5 литра |
1,6 литра |
Мощность |
109 л. с. |
64 л. с. |
Расход топлива в смешанном цикле |
7,2 литра |
7,3 литра |
Электроподогрев зеркал |
+ |
- |
Электропривод боковых зеркал |
+ |
- |
Электроподогрев передних сидений |
+ |
- |
Задние электростеклоподъемники |
+ |
- |
Иммобилайзер |
+ |
+ |
Цена |
384 999 рублей |
343 700 рублей |
Источники: данные автодилеров и www.drom.ru
187 машин марки Lifan купили жители Алтайского края в январе-сентябре 2013 года: 103 - Chery, 54 - Great Wall, 12 - Geele и 1 - FAW.