ноябрь 7, 2013
В августе 2014 года исполнится 100 лет с начала Первой мировой войны. На фронты этой забытой войны с территории Алтайского округа было мобилизовано около 400 тысяч человек. А что мы знаем сегодня о судьбе наших земляков? Даже о том, сколько солдат не вернулось с той войны, неизвестно. В рубрике "Наши на первой мировой войне" мы публикуем фотографии и истории о воинах первой мировой, размышления о том, как лучше сохранить память о героях. Дороги даже самые маленькие фрагменты. Поэтому продолжаем ждать ваших историй, которые вы можете рассказать по телефонам 26-50-22 (редакция) или прислать по электронной почте: submarina@altapress.ru.
Сегодня мы публикуем уникальные фотографии времен Первой мировой войны, переданные (5 ноября музею, организованному Сергеем Корепановым, исполнилось пять лет) потомками фотографа-любителя Кокушкина.
Вольноопределяющийся (солдат-доброволец) гренадерского полка Петр Кокушкин запечатлел для истории фронтовой быт 1916 года: бомбомет Г.Р. на огневой позиции, взрыв германского фугасного снаряда-"чемодана", проверка противогазных масок "влажного типа", панихида по погибшим, колонна санитарных фур, погрузка раненых в санитарный поезд, дезактивация окопов после обстрела химическими снарядами, штабные офицеры у блиндажа, каптенармус, выдающий боеприпасы гренадерам, разведывательный аэроплан "Вуазен-LAS", полевые кухни, автомобили "Руссо-Балт", пулемет "Максим"...
В годы Первой мировой войны (1914-1918) Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария воевали против стран Антанты - Франции, Великобритании, России и Италии. На полях сражений, в море и в воздухе были опробованы новейшие средства уничтожения - аэропланы, танки, бронеавтомобили, дредноуты, подводные лодки, сверхдальнобойные орудия, минометы, огнеметы, боевые газы. В этой общеевропейской свалке Российская Империя имела свой интерес - турецкие Дарданеллы. Владея крошечными островками в этом проливе, Россия могла держать под прицелом выход из Черного моря в Средиземное и полностью контролировать Балканы и Центральную Европу. Считалось, что после победоносной войны и неизбежного распада "лоскутной" Австро-Венгерской империи славянские народы с радостью пойдут под русский протекторат, духовно и экономически усилят Россию.
Первые два года войны были не слишком удачными для России, - сказывались просчеты в военном строительстве и мобилизационных планах. Но к 1916 году русская армия окрепла и начала получать от тыла необходимое вооружение и припасы. Особенно резкое улучшение наблюдалось в поставках артиллерийских снарядов. При этом страна воевала далеко не в полную силу: и в промышленности, и в сельском хозяйстве оставались большие трудовые резервы. Доля мобилизованных в России была наименьшей - всего лишь 39% от всех мужчин в возрасте 15-49 лет (в Германии - 81%, в Австро-Венгрии - 74%, во Франции - 79%, в Англии - 50%, в Италии - 72%). На каждую тысячу мобилизованных приходилось 115 погибших (в Германии - 154, в Австро-Венгрии - 122, во Франции - 168, в Англии - 125). Всего на каждую тысячу мужчин в возрасте 15-49 лет Россия потеряла 45 человек (Германия - 125, Австрия - 90, Франция - 133, Англия - 62), а на каждую тысячу всех жителей - 11 человек (Германия - 31, Австрия - 18, Франция - 34, Англия - 16). Наилучшим среди воюющих стран было и продовольственное положение России. Тот жуткий "военный хлеб", который пекли в Германии в 1917 году, русским невозможно было даже представить.
Но незадолго до победы Российская Империя рухнула, источенная изнутри революционерами всех мастей. Русский фронт растаял на глазах у изумленных германцев. Россия вышла из войны, но на стороне Антанты выступил могущественный заокеанский союзник - США. Через год после Октябрьской революции Германия, Австро-Венгрия и Турция капитулировали. Первая мировая война длилась пять лет и унесла 10 миллионов жизней. Еще 20 миллионов жертв добавила "испанка" - невиданная по масштабам пандемия испанского гриппа. Старый мир рухнул, все перемешалось, и на руинах прежней морали расцвели новые теории устроения жизни.
Извечная мечта о равенстве и братстве захватила воображение народных масс и показалась выполнимой - при условии избавления от балласта. Одни вожди призывали извести под корень эксплуататорские классы, другие толковали о чистоте крови и уничтожении расово неполноценных народов, третьи говорили о демократии и равенстве первоначальных возможностей. Общим было одно: слабые уйдут, а сильные останутся. Мир катился к новой войне...