Меднедосмотр. Почему пациенты отказываются от онколечения?

март 29, 2007

Поддерживая участкового врача, правительство предложило ему достойную зарплату, новое оборудование и лекарства, но... не оставило времени на простое человеческое внимание к больному. Специалисты-онкологи обратили внимание на рост количества запущенных форм злокачественных новообразований. Почему пациент не идет к врачу, а тот и не настаивает на встрече с пациентом? С этим вопросом сразу после краевой коллегии Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, которая подводила итоги 2006 года, наш корреспондент обратился к главному онкологу края доктору медицинских наук профессору Александру Лазареву.

"Это не мое"

- Почему так произошло? Я считаю, что повлияла отмена федерального приказа № 270 "О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению РФ". Там было указано все, что должен делать врач в районе. Край у нас дотационный, поэтому первыми в некоторых районах отреагировали финансисты. Сейчас иметь в штате онколога - вопрос, который на совести районного главы и в конечном счете главного врача центральной районной больницы. Во всяком случае, на 10 смотровых кабинетов в крае стало меньше. А участковому врачу быть семи пядей во лбу невозможно. В совершенстве знать все он просто не в состоянии. К тому же после того, как ему дали доплату к окладу в 10 тысяч, интерес работать полный рабочий день потерян. Он и так получает почти в три раза больше, чем хирург или онколог.

Вот и вышло, что участковые терапевты перешли на ставку, получают неплохо, а массе больных помощь оказывать некому. Поэтому тяжесть всех случаев злокачественных опухолей, с которыми сталкивается врач, легла на хирургов.

"Не может быть!"

- Бывало, что и раньше онкологические больные отказывались от лечения. Но в год было не больше 5% подобных случаев. Во-первых, всегда существовала категория пациентов, упорно считающих, что онкология - это приговор. Во-вторых, всегда были больные, которые слышали не очень убедительные доводы врача.

За 2006 год 16 отказов от лечения было в Алейском районе, 18 - в Каменском, в Локтевском и Первомайском - по 10. Если пациент отказывается от госпитализации, значит, участковый врач и онколог в районе недорабатывают.

Для отказа у пациента есть как минимум три причины. Нет денег на дорогу - и пока ничего не болит, человек старается оттянуть неприятный визит к врачу ("вдруг это ошибка?").

Вторая причина - пациент недооценивает опасность заболевания. В том, что "рак лечить бесполезно", ищет и находит подтверждение среди смертельных исходов. О тех, кого спасти не удалось, знают. А те, кому помогли выздороветь, обычно молчат.

Не только пациенты, но и врачи нередко недооценивают опасность злокачественной опухоли. Чаще всего это происходит, потому что мало специалистов, которые бы знали, как ускорить и облегчить процедуру обследования. Нередко с момента постановки диагноза до получения адекватной помощи уходит до полугода, и больной, махнув на все рукой, отказывается от борьбы.

Третья причина - в том, что ни в одном отделении краевого онкологического диспансера нет пустующих коек. В каждом примерно по пять-шесть приставных кроватей. Поэтому в стационаре самые тяжелые больные оказываются в самых тяжелых условиях.

«Больше потеряли, чем приобрели»

- Расчеты, сделанные в нашем онкологическом диспансере, показали, что реальная нагрузка на одного врача не должна превышать семь-восемь больных. В действительности же на каждого доктора приходится по 20, а то и по 30 пациентов. Отсюда невнимание, недосмотр. Я могу простить врачу, что он лишний раз не посмотрел пациента, потому что понимаю, что недоплатил за его труд.

Когда мы подвели предварительные итоги 2006 года, они меня в значительной степени встревожили. И вроде бы смертность немного снизилась. Дорогостоящие методики, которые появились у врачей не только в Барнауле, но и в Бийске, и Рубцовске, помогли выявить сложные, трудно излечиваемые опухоли - рака легкого, поджелудочной железы, толстой кишки, шейки матки. К сожалению, это не приведет к полному излечению больного. Мы просто дали пожить ему несколько месяцев. А если бы мы в смотровых кабинетах диагностировали опухоль в первой стадии, то преждевременная смертность намного сократилась бы. Но, снизив внимание к ранней диагностике наружных опухолей, мы неизмеримо больше потеряли, чем приобрели.

Комментарии специалистов

Руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Алтайскому краю доктор медицинских наук профессор Владимир Трешутин:

- Если приказ 270-й отменен и вместо него ничего пока нет, есть стандарты оказания медицинской помощи онкологическим больным в том числе и для первичного звена. И в этой части 131-й Федеральный закон, наоборот, усилил вертикаль управления онкологической службой. За те деньги, которые идут дополнительной оплатой терапевту на уровне районов, нужно требовать качество работы.

Не выполняет врач своих обязанностей - Главное управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности вправе снять доплату на месяц, два, три. Поставить другого человека, более профессионального.

Все запущенные случаи должны быть рассмотрены. И если не будет дано внятного объяснения, на жалобы больных будет реагировать наше Управление федеральной службы по надзору. С 7 февраля вступило в силу постановление № 30 правительства РФ, которое потребовало от нас рассмотрения качества оказания медицинской помощи с позиций соблюдения стандартов. И мы будем отслеживать, на каком этапе произошел сбой и почему врач пропустил злокачественное новообразование в ранней стадии.

В этом нам даны полномочия вплоть до применения Кодекса административных нарушений и передачи дела в правоохранительные органы, где будут рассмотрены причины неисполнения работниками своих должностных обязанностей.

Начальник ГУ Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности доктор медицинских наук профессор

- Несмотря на отмену приказа № 270, в Алтайском крае помощь онкологическим больным проводится в обычном режиме. В связи с реализацией национального проекта "Здоровье" и дополнительного лекарственного обеспечения за 2006 год улучшилась ранняя диагностика злокачественных новообразований, снизилась онкологическая смертность, увеличилось количество больных, переживших пятилетнее наблюдение. Онкологическая служба перестраивается на новый режим и порядок работы с общей лечебной сетью.

В Министерство здравоохранения и социального развития направлено письмо с просьбой ускорить выпуск нового приказа, регламентирующего оказание онкологической помощи в условиях Федерального закона № 131.