ноябрь 15, 2013
Не так давно, всего пару лет назад, в России на законодательном уровне были выведены из подполья народные целители: им разрешили заниматься своей деятельностью официально, после получения дипломов, выдаваемых региональными органами здравоохранения. А совсем недавно, в конце октября 2013-го, депутат Госдумы Илья Пономарев предложил дополнить Закон "Об охране здоровья граждан" статьей, регулирующей оккультно-мистические услуги. Как считает инициатор проекта, экстрасенсы, раз уж они есть, должны работать легально: получать специальные разрешения в профессиональном сообществе, платить налоги, нести ответственность за последствия своей работы. С одной стороны, идея кажется не то бредовой, не то мистической. С другой – понятной и даже обоснованной: ежегодно к услугам магов и чародеев прибегают сотни тысяч россиян.
Инфографика. Колдовство и привороты.
Михаил Хозяйкин
Специалисты-психиатры утверждают, что люди, легко поддающиеся внушению – а их в обществе около 20%, – сами находят себе приключения. Они прибегают к услугам магов и колдунов по совету друзей, близких и любых авторитетных источников. Так, может быть, мы действительно нуждаемся в неком подобии "ночного дозора"?
Заговоры, пассы руками, уринотерапия – в наш век нанотехнологий, высокотехнологических открытий подобные методики являются натуральным мракобесием. Нелепо лечить зубную боль взмахами крысиного хвостика возле щеки, а уж лечение раковых опухолей и СПИДа отварами да примочками просто преступно.
Предложенный проект, на мой взгляд, требует серьезной доработки в первую очередь в части выдачи разрешений на оказание оккультно-мистических услуг. Лично я против такой практики, поскольку сложно оценить способности магов доопытно.
Первыми получать такое разрешение пойдут недобросовестные лица, то есть те, против кого закон направлен. Ведь к нормальному экстрасенсу никогда не зарастет народная тропа. Русские люди, выросшие на сказках, активно верят в мистику и чудеса. Все хотят жить, как Емеля: сидеть на печи и исполнять свои желания по щучьему веленью.
Что же касается народных целителей, то по новому закону к ним относятся те, кто занимается травами, пиявками, мануальной терапией и так далее. Нельзя путать традиционную медицину с биоэнергетикой и целительством, которые как раз отнесены к оккультно-мистическим услугам. Эффективность первых можно проверить с привлечением медиков. А вот как быть со вторыми?
На моей памяти было уже четыре подобных проекта. Инициативу Пономарева, я считаю, тоже ждет забвение.
А вот об ограничении рекламы оккультно-мистических услуг я бы задумался. Нужно запретить рекламировать услуги, влияющие на здоровье человека, – привороты, порчи, гадания по фото и так далее. Сегодня я могу поддержать только это.
Что ни говори, сегодня нельзя закрывать глаза на народное недоверие к врачам, с одной стороны, и обилие рекламы мистических услуг – с другой. Существуют целые телеканалы, посвященные оккультизму. Не мудрено, что люди начинают думать, что легче не лечиться, а пойти и мгновенно с помощью заговора избавиться от недуга.
В чудо люди верили всегда. "Господь поможет" – и все получалось. Но официальные религии отличаются от мистики тем, что в них отсутствует человеческое вмешательство. Часто, выходя из церкви, говорят: на душе стало хорошо, спокойно. Все это потому, что в молитвах каждый звук и слово имеют определенный резонанс, благотворно влияющий на нервную систему.
Чего не скажешь о спиритических сеансах. Даже сами гадалки очень часто попадают в психиатрические больницы, это я как практикующий врач могу утверждать. У таких людей часто развиваются шизофрения, психозы и другие расстройства. Почему? Дело в том, что человеческий мозг еще слабо изучен и то измененное состояние, в которое входят мистики, очень разрушительно. Именно поэтому в свое время был запрещен гипноз. Когда я беседовала с пациентами, убежденными в своих сверхъестественных способностях, они утверждали, что кто-то им как бы диктует информацию, а своей воли они не имеют. Так что, я считаю, подобные вещи должны быть под запретом.
В любой переходный период, в любой стране, в любой сфере на поверхность всплывают различные мнения, течения и альтернативы. Посмотрите хотя бы на искусство: кубизм, абстракционизм – все это появилось как раз в смутные времена. Я не даю им оценку, не ругаю, но хочу сказать, что причина этому абсолютно ясна: неуверенность в будущем. Сегодня в России стабильность многим только снится, поэтому мы выбираем различные религии, изучаем мистицизм.
Есть еще один немаловажный аспект этого явления. Несмотря на обширную рекламу, наука, образование сегодня все-таки существенно потеснены в умах людей. Поэтому можно говорить: у нас настал период мракобесия. Это нормально, так сложилось исторически: сначала была Древняя Греция с ее расцветом науки, потом римский период и Средние века, когда наука притеснялась, а схоластика была в почете, после снова ученые оказались на коне... Сегодня мы все чаще говорим о духовной пище. Такое неравномерное отношение было и будет далее.
Другое дело, как вести себя в этой ситуации? Воцерковиться всем? Ввести принудительно богословие в образование? Думаю, нет. Как только мы отходим от науки – неважно в чью пользу, – сразу появляется лженаука, в том числе мистика, мифология, астрология и все остальное.
Как вести себя цивилизованной власти? Иные субъекты бросаются в крайности. Например, в Белгороде преподается семь различных уроков богословия, дети начинают свой день с молитвы, и распорядился по этому поводу не кто-нибудь, а губернатор. Мистицизм, кстати, здесь преследуется жутко.
И вот что я хочу заявить: говоря о знахарях, экстрасенсорике и прочих вещах, мы, ученые, абсолютно едины с христианской верой. И они считают это исчадием сатаны, и мы – глупостью. Занимаясь мистицизмом, человек наносит урон не только научному мировоззрению, но и духовному. Это надо помнить и знать. Атеизм, кстати, вообще далеко не всем показан. Мое мнение: это тонкий лед, по которому любой интеллигент проскочит в легких осенних ботиночках и не провалится, но любой народ пойдет ко дну. Потому что лишать массы с их мировоззрением религии нельзя.
И в этой связи я считаю, что властям нежелательно играть в игры с лицензированным оккультизмом. Да, он все равно будет и люди будут идти к гадалкам, будут заговаривать грыжи, потому что народ безграмотен, он мечется, ему это по деньгам... Но нельзя потакать. Иначе массы отреагируют так: смотрите, даже в Думе это обсуждают, значит, можно. Я, может, выражусь резко, но это позорный акт.
Я не доверяю экстрасенсам. И никогда не пробовала к ним обращаться. Каждый человек сам должен решать, сам должен делать свой выбор, обращаться ли к экстрасенсу. Хочется узнать свою судьбу? Ради бога. Но, что касается лечения, я думаю, это приносит только вред. От этого лучше отказаться.
Не верю я в эти сверхъестественные дела и отрицательно отношусь к людям, предлагающим свои магические услуги. Есть люди, которые ходят по "бабкам". Но что-то никто не вылечился. Все обман кругом. Я считаю, много людей попадают на удочку этих шарлатанов и как-то их надо ловить и наказывать. Особенно доверчивы пожилые люди.
Конечно, я верю в то, что есть способные, одаренные люди. Лично сталкивалась с такими. Бывают шарлатаны, и их тоже очень много. Если у человека есть настоящий дар, то он помогает людям бесплатно, от души. Если есть способности, то они даны свыше, и злоупотреблять ими нельзя.
Я думаю, с помощью мистики улучшить свое здоровье, благосостояние невозможно. У меня мама занимается подобным, она любительница магии, но я все равно не доверяю. Что-то, конечно, неизведанное есть, но все равно нужно относиться ко всему осторожно.