Эсэры предложили провести ребрендинг исполнительной власти края

ноябрь 18, 2013

Первой на идею преобразования администрации края в правительство, озвученную губернатором, отреагировала "Справедливая Россия". Ее фракция в АКЗС разработала концепцию правительства и запустила ее в публичное пространство, созвав "круглый стол". Интерес к теме оказался высоким: дискуссионную площадку почтили своим присутствием представители всех фракций краевого парламента. Правда, предметом обсуждения стала не только идея реконструкции власти региона, но и существующая система управления.

Администрация Алтайского края.
Олег Богданов

"Назрела и перезрела" — так определил необходимость трансформирования системы исполнительной власти региона секретарь бюро реготделения "Справедливой России" Владислав Вакаев. Это, как он предположил, понимают и краевые власти — не случайно же они год назад объединили три инспекции в одну, а в ноябре приняли решение о слиянии ряда управлений. Словом, цели ясны, задачи поставлены, другое дело, поможет ли тут преобразование администрации в правительство?

Людмила Коновалова,
доцент кафедры конституционного и международного права АлтГУ:

Правительство, администрация — все это форма, это не изменит существо отношений.

Госслужащие не станут работать лучше, смена вывесок потребует новых затрат, и, в конце концов, обществу надоели реформы. "Действующая система, может быть, архаичная, но она, по крайней мере, есть. Мы видим ее плюсы и минусы, можем работать над конкретными отношениями, а не создавать какую-то новую призрачную модель", — продолжила эксперт.

Однако вопрос, создавать ли в регионе правительство или нет, решительно снял с повестки дня Игорь Гниденко, начальник департамента администрации края по вопросам госслужбы и кадров.

Игорь Гниденко,
начальник департамента администрации края по вопросам госслужбы и кадров:

Правительству быть? Полагаю, что да. Пошаговую последовательность я представляю себе более ясно, четко и определенно, чем многие участники дискуссии. Но комментировать не берусь: у нас принято комментировать уже состоявшиеся решения. А не прогнозируемые.

За все в ответе

Не стал оценивать Игорь Гниденко и эффективность нынешней управленческой системы: "Я государственный гражданский служащий и нахожусь во вполне определенной системе координат". Зато эсэры, не связанные "системой", не отказали себе в удовольствии "перемыть ей косточки" — надо же было аргументировать свои идеи и, кроме того, завлечь в дискуссию публику.

Во-первых, заявил депутат АКЗС и директор Центра правотворчества, экспертиз и мониторинга законодательства Александр Молотов, у нас чрезмерно развито единоначалие.

Александр Молотов,
депутат АКЗС и директор Центра правотворчества, экспертиз и мониторинга законодательства:

Все замкнуто на губернаторе, любые решения принимаются на уровне высшего должностного лица. Это атрофирует у чиновников способность самостоятельно мыслить, многие стараются не делать резких телодвижений: а вдруг это не понравится руководству.

Во-вторых, коллегиальный орган, совет администрации, не имеет нужных полномочий. "Что делает этот совет? По сути, ничего. Это совещательный орган, который не наделен полномочиями для эффективного и оперативного решения вопросов жизнедеятельности региона", — продолжил Молотов.

В-третьих, функции и полномочия разных ведомств недостаточно разграничены, а состав и компетенция органов определены нечетко. А между тем в крае 27 органов исполнительной власти (управления и др.) плюс структурные подразделения администрации (12 департаментов и отделов) и представительство в Москве. При этом у пяти ведомств нет руководителя — "жуткий, жесточайший кадровый голод", поставили диагноз эсэры.

С чистого листа

Устранить не все, но, пожалуй, многие недостатки системы и позволит, по мнению эсэров, правительство — коллегиальный высший исполнительный орган госвласти. Это будет своего рода ребрендинг действующей власти: можно будет дистанцироваться от старых неудач и просчетов и начать жизнь с чистого листа. Повышение статуса чиновников тоже пойдет на пользу краю. Одно дело, когда в федеральных ведомствах регион представляет начальник какого-нибудь управления (пусть даже главного), и уж совсем другое, когда это делает министр.

К тому же формирование нового механизма управления вынудит провести системную ревизию функций и полномочий. Бюджетные расходы оптимизируются, результативность управления повысится — словом, сами эсэры никаких сомнений в перспективности идеи не озву­чили. И предложили четыре модели правительства.

Две из них больше подходили под определение "смена вывесок". Еще две предполагали уже кардинальную реконструкцию исполнительной власти: создание министерств (их должно быть не более 13), агентств и служб. При этом первые принимают нормативно-правовые акты и вырабатывают политику, вторые оказывают госуслуги, а третьи надзирают и контролируют (самая радикальная модель — на схеме на этой странице).

Медленно, не спеша

Надо сказать, что на повестку дня эсэры поставили и еще один принципиальный вопрос. Какой вариант сработает лучше: губернатор, одновременно являющийся председателем правительства, или разделение должностей — губернатор-стратег и председатель правительства — "хозяйственник". "Если выберут первый вариант, то существенные изменения вряд ли состоятся", — предположил общественник Алексей Сарычев. Но точку здесь вновь поставил Игорь Гниденко: модель с сов­мещением обеих должностей в одном лице ему "более симпатична".

И в ситуации, когда контуры будущей системы управления власти были, пусть и намеками, но обозначены, сам предмет дискуссии — какая из моделей лучше — несколько потерялся. Участникам встречи оставалось немногое: либо поддержать нечетко обозначенные намерения властей, либо выразить скепсис.

"Без серьезной корректировки социально-экономического курса страны мы обращаемся к форме, которая нужного эффекта не даст", — говорил, например, традиционно критически настроенный руководитель фракции КПРФ Виталий Сафронов. "После того как главный кадровик администрации края сказал, что решение принято и будет так, то все дальнейшие рассуждения не имели значения", — сказал депутат Марк Козловский, все же досидевший до конца. Сафронов выразил пожелание "продумать все детали, чтобы мы не изобрели новый велосипед со старой конструкцией, который будет так же скрипеть, как и нынешняя модель".

Со своей стороны представители партии власти заверили, что это не смена вывесок, что форма здесь неотделима от содержания, что во власти предпочтительнее единоначалие, а изменения будут происходить постепенно.

Андрей Осипов,
зампред АКЗС:

Наверное, губернатор, который будет избран в следующем году всенародным голосованием, будет выходить с какой-то концепцией, резких перемен быть не должно.

Министров становится больше

Региональные правительства созданы в 69 субъектах федерации, в 14 функционируют администрации регионов. Из 69 регионов, в которых существуют правительства, в 46 глава региона является одновременно главой правительства. Разделение функций существует в 23 регионах, в том числе в Астраханской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской областях, Пермском и Красноярском краях. В сентябре решение о создании правительства приняли в Магаданской области.

В СФО правительства имеются в девяти из 12 регионов, в том числе в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Новосибирской, Омской и Иркутской областях.

Система и структура органов исполнительной власти Алтайского края (модель 4)

1-й уровень:

2-й уровень:

Правительство Алтайского края (высший исполнительный орган государственной власти)

3-й уровень:

Администрация губернатора и правительства Алтайского края (аппарат)

Постоянное представительство Алтайского края при правительстве РФ

4-й уровень:

Агентства

Службы

Цифра

2622 государственных гражданских служащих работает в органах исполнительной власти региона, по данным Росстата на первое полугодие 2013 года.