ноябрь 19, 2013
Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства прокомментировал на сайте организации инициативу Минэконоразвития по легализации самозанятых работников на рынке труда.
В давние советские времена был анекдот: человек приходит в ОВИР, чтобы ему оформили заграничный паспорт для отъезда в США. "Что такое?" — спрашивают его. "У меня в Америке есть брат. У него большая компания, он хорошо жил, но недавно случилось несчастье — он ослеп. И просит меня приехать, чтобы помогать ему вести дела". — "Зачем вам туда ехать? Есть другой, лучший вариант: пусть ваш брат продает свою фирму, переезжает в СССР и спокойно живет здесь на свои деньги". — "Вы меня неправильно поняли: мой брат не сошел с ума, он только ослеп".
Этот анекдот вспомнился при знакомстве с предложением Минэкономразвития предоставлять патенты для фрилансеров и сезонных работников, чтобы они могли легализоваться на рынке труда. Суть этого предложения разъяснил журналистам и. о. замдиректора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Алексей Шестоперов: "Мы взяли за основу модель работы по патентам с иностранными гражданами. Речь идет, по сути, об особом порядке платы налога на доход для самозанятых граждан. Сумма платежа должна составлять не больше 1 тыс. рублей в месяц. Она включает два платежа: с одной стороны, сумма в зачет налога на доход, с другой — взнос в пенсионный фонд и ОМС".
Как видится сотрудникам МЭР, самозанятый гражданин, который хочет легализоваться, оплатит патент через Интернет или банк, указав в квитке вид своей деятельности. Работать по патентам смогут репетиторы, няни, фотографы и продавцы сельхозпродукции, выращенной на своем дачном участке. При этом, поясняет Шестоперов, "продолжительность осуществления деятельности по патенту в совокупности должна составлять не больше шести месяцев в год. Не хотелось бы, чтобы индивидуальные предприниматели увидели выгоду от этого режима и попытались получить патент. Если человек хочет продолжать свою деятельность больше шести месяцев, он должен будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или дождаться наступления следующего года".
Проще говоря, люди, нелегким трудом зарабатывающие себе на хлеб вне государственного контроля, должны захотеть отдавать 1 тыс. рублей в месяц, оплачивая покупку новой мебели в служебные квартиры депутатов и улучшение имиджа Пенсионного фонда. Между прочим, на последнее мероприятие руководство ПФР собирается потратить 170 млн. рублей при полуторамиллиардной дыре в бюджете фонда.
При этом ему ставится условие работать не более шести месяцев в году либо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Это после того, как 700 с лишним тысяч индивидуальных предпринимателей официально прекратили свою деятельность в ответ на двукратное повышение для них страховых взносов.
Как видят практическое выполнение своей инициативы в Минэкономразвития? Репетитор, соглашающийся осенью заниматься с учениками, говорит их родителям: но ровно через полгода мы прекращаем занятия, потому что у меня закончится срок действия патента. Неужели неясно, что этот человек сразу окажется без работы? Как и сиделка, объясняющая родственникам тяжело больного человека, что пациент должен в течение полугода умереть, иначе она прекратит за ним ухаживать. Между тем, по подсчетам директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона, треть россиян предпочитает теневой труд. Общий рост занятости в России обеспечивает именно неформальный сектор. Не будь его, рынок труда демонстрировал бы отрицательную динамику. Благодаря неформальной занятости за 12 лет, с 1999 года, российский рынок труда вырос на 7%, неформальный — в полтора раза.
Конечно, понятно стремление правительственных чиновников получить с этой трети работников, скрывающихся сегодня в тени, налоги и страховые взносы. Ведь, помимо названных выше мебели и рекламной кампании, нужны деньги на подготовку к ЧМ по футболу. А сколько их еще уйдет на Олимпиаду — большой вопрос. И еще на скоростную железную дорогу Москва — Казань. А там, глядишь, объявится проект тоннеля от Владивостока до Калининграда. И не говорите, что это фантастический бред: подсчитайте, сколько при этом можно будет распилить и откатить бюджетных средств, и вы поймете правоту известной песни: мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Вопрос лишь в том, побегут ли повара, переводчики, рабочие в сельском хозяйстве, домработницы, няни, репетиторы и другие самозанятые граждане со своими кровными тысячами в месяц получать патент. Лично у меня в этом вопросе нет сомнений.Правительство, уже наделавшее большое количество ошибок рядом законодательных актов, регламентирующих деятельность малого бизнеса, надеется исправить сложившуюся ситуацию, делая новые глупости. Чем вы, господа чиновники, хотите соблазнить самозанятых граждан? Тем, что им придется через полгода регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, чтобы содержать вас за свой счет? Так ведь эти люди не только не сошли с ума, но даже еще не ослепли. Зачем им такие приключения?
И пока вместо реального создания хоть в какой-то мере нормального бизнес-климата будут одна за другой выдвигаться сомнительные инициативы, как собрать со всех, кто хоть что-то сам делает, побольше денег в государственные закрома, число работающих в тени будет только расти. И никакой реальной пользы сомнительные административные задумки не принесут — только вред.