Власти готовятся к кризису. Муниципалитетам предложено начать жить по средствам

ноябрь 25, 2013

Администрация региона утвердила "план мероприятий по повышению устойчивости и сбалансированности бюджета". Ответственные за его реализацию органы исполнительной власти должны ежеквартально отчитываться краевому комитету по финансам о выполнении плана. В списке мероприятий — 24 пункта, от мониторинга недоимки налогов до "оптимизации расходов на содержание органов власти".

Деньги.
Олег Богданов

Как пояснил корреспонденту "Вашего дела" "политический" вице-губернатор Виталий Снесарь, план — предкризисная мера для муниципалитетов и краевых органов власти, а родился он из тезисов Министерства финансов, подготовленных для регионов РФ. "Доходы бюджета прирастают меньшими темпами, чем раньше, поэтому мы стараемся максимально использовать все возможные меры по мобилизации доходов", — сдержанно объясняет причины председатель комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир Притупов. — В 2008–2009 годах, во время кризиса, мы применяли аналогичные меры. Тогда они принесли успех, какие-то из них предложено повторить, но есть в списке мероприятий и новые".

По словам Притупова, это рамочный документ, по итогам работы с которым будут предложены дальнейшие действия. "Документ будет действовать не неделю и не месяц. Например, инвентаризация находящегося в краевой собственности имущества, кадастровая оценка объектов недвижимости рассчитаны на несколько лет", — говорит Притупов.

"Конечно, мы не можем напрямую влиять на формирование муниципальных бюджетов, это рекомендации, декларация тех правил, по которым будут работать с муниципалитетами органы исполнительной власти края", — поясняет Виталий Снесарь.

Правила, по его словам, обязывают жить по средствам и навести порядок. "Это некий универсальный ответ на вопрос муниципалитетов "Где взять деньги?". А вы в своих бюджетах хорошо смотрели? Если погрузиться в изучение бюджета, часто можно найти неэффективное расходование средств, какие-то "кубышки". А то у нас дело доходит до того, что некоторые муниципалитеты создают счетные палаты. Ну какая там палата в сельском районе, что там считать? Но это же должность, статус, зарплата, служебный автомобиль и прочее. Не надо жить на такую широкую ногу".

"Конечно, никто не станет "резать" бюджеты не глядя: будем смотреть на ситуацию каждого муниципалитета. При этом мы продолжаем выделять им субсидии, в том числе на выравнивание бюджетов", — успокаивает Снесарь.

"Оптимизация — это не прямое сокращение: если мы говорим о льготах, это не означает, что мы сократим количество получателей или начнем платить 50% льготы. Мы прежде всего призываем навести порядок с документооборотом, базой данных льготополучателей, чтобы не выплачивать их "мертвым душам". Инвентаризация краевого имущества предполагает аналогичные меры: навести порядок в реестре объектов собственности и решить, что делать с каждым сараем, одиноко стоящим в степи, — может быть, его лучше на кирпичи продать", — объясняет он.

"Повышение роли имущественных налогов в формировании бюджетов означает прежде всего наведение порядка в реестре объектов, с которых должен взиматься налог на имущество, на землю: не все поставлены на учет и уплачивают эти налоги, и это существенный резерв для повышения поступлений в бюджет", — вторит коллеге Владимир Притупов. — Нужно оценить эффективность налоговых льгот: какие суммы взимаются, что эти льготы нам дают; по итогам оценки возможно их сокращение или изменение порядка взимания. Планируется также проанализировать динамику поступления в бюджет доходов от уплаты акцизов, налогов на добычу полезных ископаемых и т. д., а дальнейшие меры в этом направлении будут зависеть от результатов анализа".