ноябрь 29, 2013
Что представляет собой современное казачество? Не каждый с ходу сможет ответить на этот вопрос. Многие из нас знают о казаках лишь по фильмам и песням, которые восхваляют их молодецкую удаль и сильный характер. "Ч!Г" выяснил, как появились на Алтае первые казаки, чем живут и занимаются сейчас их потомки. Обо всем этом мы поговорили с атаманом Алтайского отдельского казачьего общества Виктором Трутневым.
Посвящение в казаки. Барнаул, 18 августа 2013 года.
Михаил Хаустов
Вопрос о возникновении казачества до сих пор остается открытым, существует масса версий, но к единому мнению ученые-историки так и не пришли. На Алтае казаки появились в начале XVIII века, когда экспедиции Акинфия Демидова нашли у нас серебро и медь. Началось освоение предгорных участков, а Алтай в то время был еще под контролем Джунгарского ханства. Джунгары нападали на рудо-знатцев, их нужно было как-то защищать, тут и пришли на помощь казаки.
Для защиты Колывано-Воскресенских заводов были сформированы казачьи отряды, сотни, полки. Оборонительная Колывано-Кузнецкая линия тянулась от современного Новокузнецка до Усть-Каменогорска. Здесь стояли крепости, редуты, маяки, на которых несли службу казаки. До этого на алтайской земле казаков не водилось, все они были пришлыми – из Запорожья, Кубани, Оренбурга. Сначала казаки служили у нас временно, по году, но потом было принято решение заселять алтайские земли "постоянными" казаками. Им дали наделы земли, позволили разводить домашний скот, обживаться и нести пограничную службу. Чарышская, Антоньевская, Верх-Алейская – основные станицы, где поселились казаки.
Со временем необходимость содержать такую большую оборонительную линию отпала, и ее за ненадобностью упразднили, оставив в промежутке от Бийска до Усть-Каменогорска. Был сформирован Барна-ульский полк, который отправили на юг, он принимал участие в основании города Верный, это нынешняя Алма-Ата. Потомственные казаки там живут до сих пор.
В 1919 году была принята директива Якова Свердлова о расказачивании, начались репрессии. Расстрелы и ссылки сделали свое дело, казаков на Алтае осталось совсем немного. Перед Великой Отечественной войной Иосиф Сталин издал указ о создании казачьих полков и дивизий, тем самым отменив директиву о расказачивании. После войны снова начались гонения. Слово "казак" стало чуть ли не нарицательным, ругательным.
В 1992 году президент Борис Ельцин издал указ о реабилитации казачества. Он дал право формировать общины и общества, носить атрибутику, форму, собираться на сходы. "С 1992 по 1995 год появилось громаднейшее количество всевозможных казачьих направлений, – рассказывает Виктор Иванович. – Самоназванные казачьи атаманы и генералы наводнили Москву, полезли в политику. В 1995 году Ельцин принял решение создать государственный реестр казачьих обществ РФ".
Новый закон привел к расколу в казачестве. Часть казаков вошла в этот реестр, а часть отказалась наотрез, причем отказавшихся было больше. Борьба между так называемыми общественниками (теми, кто не пожелал вступить в реестр) и государственниками в некоторых регионах идет до сих пор. Это, естественно, не на пользу казачеству.
"Сегодня в Алтайском крае мы нашли общий язык с общественными организациями казаков, – говорит Виктор Иванович. – Мы поняли друг друга, мы собираемся вместе, мы практически едины, этого не было в Алтайском крае очень и очень давно".
Федеральный закон РФ "О государственной службе российского казачества", подписанный президентом Владимиром Путиным в 2005 году, определил порядок вступления в казачье общество. "Сегодня, чтобы вступить в наши ряды, необязательно быть потомственным родовым казаком, – говорит атаман. – Любой гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право подать заявление в казачью организацию". После испытательного срока через три месяца на круге принимается решение, быть человеку казаком или нет. В случае положительного вердикта он начинает свой казачий род. Хотя истинные потомственные казаки категорически против этого.
Многие жители края даже и не подозревают, что они казаки. Один из способов это выяснить – поближе приглядеться к своему имени. Фамилии возникали из кличек и прозвищ. Если в фамилии чувствуется прозвище, вполне вероятно, что у человека есть предки-казаки. Точно не казацкие фамилии – те, которые заканчиваются на -их и -ых – Черных, Белых, Горбатых и т. д. "Это точно не казаки, а, скорее всего, потомки крестьян, к ним обращались "Чьих будешь?" – говорит атаман. – К казакам так не обращались никогда".
О том, кто же такие казаки, споры идут до сих пор, и между самими казаками в том числе. Кто-то считает, что это народность, другие утверждают, что сословие, третьи и вовсе относят казаков к отдельной этнической группе. Четкого определения нет. В царской России казаки были сословием наряду с дворянами, духовенством и крестьянами. Сословия упразднили, а казаки остались. "Некоторые требуют, чтобы нас признали народом, – говорит Виктор Трутнев. – Однако казачество формировалось из людей разных народностей – свою лепту внесли и русские, и татары, и украинцы, и даже турки".
Для казаков атаман – отец, а для атамана казаки – дети. Атамана избирают на так называемом круге. Казачий круг можно сравнить с выборной конференцией, съездом – с тем лишь отличием, что решение круга беспрекословно для всех казаков, согласны они с ним или нет. Круг собирается раз в год. Все очень серьезно, есть органы управления – приставы, есаулец круга, совет стариков, председательствующий атаман и даже окормляющий священник. У совета стариков на круге преобладающее право по всем вопросам. Они могут закрыть круг, лишить слова (даже атамана), выгнать прочь.
Священник – также весомая фигура: если во время словесных баталий он встал, все тут же должны замолчать. Круг без батюшки не легитимен. Если священник вышел из круга, старики определяют делегацию, его приглашают второй раз, и круг продолжается. Если батюшка ушел во второй раз, круг считается завершенным и возобновлению не подлежит. То же относится и к совету стариков.
Женщины на круг не допускаются, если казачке нужно решить какой-то вопрос, ее интересы будет представлять муж, брат или другой родственник.
Совет стариков также заседает в Суде чести. Этот орган занимается разбирательством жалоб казаков, выносит решения, дает рекомендации советам атаманов. На суд чести казаки могут обращаться с разными
проблемами – клевета, оскорбление и даже воровство. Казакам считается зазорным обращаться в общегражданские суды, и поэтому они пытаются решить проблемы по-своему.
Законом "О государственной службе российского казачества" определены виды госслужбы, где казаки могут себя проявлять, их 14 основных видов: организация военно-патриотического воспитания
призывников, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий, природоохранные действия и т. д.
Помимо этого, у всех казаков, естественно, есть и обычная работа. В основном они занимаются охраной государственной и муниципальной собственности.
Друзья! Есть ли среди ваших знакомых казаки? Или, может быть, вы сами из родового казачества? Хотели бы вы поближе познакомиться с укладом их жизни и традициями или просмотра фильма "Тихий Дон" вполне достаточно? Поделитесь своим мнением. Звоните нам: 26-50-42, пишите: skutina@altapress.ru.
Немало легенд и действительно правдивых историй о том, как казаки воспитывали своих детей. С малых лет их обучали боевым искусствам и верховой езде. С трех лет казачата начинали учиться по-взрослому – из детей формировали десятки, сотни, их обучали владению оружием. В годовалом возрасте ребенка сажали на лошадь и вели вокруг церкви. Если он не плакал и не цеплялся за гриву – значит, быть ему добрым казаком. Если же распускал нюни, на военном поприще ему делать нечего.