декабрь 2, 2013
Вот буквально через секунду любой российский автомобилист заплачет от радости. В нашей стране наконец создан и начинает работу Единый электронный реестр регистрации уведомлений о залогах движимого имущества.
Евгений Бобров, шеф-редактор газеты "Свободный курс".
"Из папуасов – в развитое общество", – подумал я, когда прочитал эту информацию на сайте Федеральной нотариальной палаты.
Раньше ведь как было? Задумал кто-то прикупить средство передвижения. Собирается вся семья: дочерям вплетают яркие ленты в косы, шьют спецтрусы с карманом для денег, зовут деда Степана (он в 1972 году выиграл конкурс механизаторов и до сих пор ежедневно отмечает успех). Затем вся процессия приходит на автобарахолку и начинает водить хоровод.
Отец семейства чинно садится на пассажирское сиденье потенциальной покупки и давай шутить с продавцом на тему "все бабы – дуры". Бабы в это время интересуются, громко ли играет радио, любуются в зеркала и пальцем пытаются сковырнуть с антенны что-то липкое, похожее на соплю.
Дед Степан отчаянно пинает по колесам, демонстрируя свое мастерство автомеханика. По правде говоря, "Тойоту" или "Ниссан" он близко в жизни не видел и вообще ему хочется домой – там тепло и не нужно нести ответственность.
В итоге спецтрусы опустошены, машина оформлена, пару раз обмыта, а через пару дней приходит суровое известие: автомобиль находится в залоге у банка.
И тут у покупателей шок и немой вопрос – как так? Мы же все через РЭО ГИБДД делали, официально! Да все просто. Недобросовестный продавец кредитного автомобиля писал в ГИБДД заявление об утере
техпаспорта, получал дубликат, в котором о залоге никакой информации не было, и продавал машину.
Через некоторое время банк через суд отнимал автомобиль у нового собственника. При этом практика складывалась всегда в пользу банков-залогодержателей. Рассчитывать на успех можно, лишь подав регрессный иск к продавцу, но его уже фиг найдешь.
Хотя, по совести, покупатель был ни при чем. У него не было даже законной возможности "пробить" покупку. И таких горьких ситуаций множество.
И вот среди туч проглянуло солнце. Центр инноваций и информационных технологий при Федеральной нотариальной палате закончил разработку реестра. Официально он заработает с 10 января 2014 года. Информацию об автомобиле можно будет бесплатно проверить через Интернет, а если потребуется юридически значимая выписка из реестра, то цена ее – всего 100 рублей. Чуть дороже (300 рублей) будет стоить регистрация в системе данных о движимом имуществе. Но это уже должно ложиться на плечи банков.
Все вроде здорово, можно петь и плясать, если бы не одно "но". В законе нет нормы, которая бы заставляла кредитную организацию в обязательном порядке передавать информацию в реестр. То есть пока технология предусматривает лишь просто возможность передачи нотариусу уведомления о заложенном имуществе.
При этом даже на сайте палаты указано, что "передача уведомлений о залоге не носит обязательный характер и, наверное, не следует ждать от этого электронного сервиса стопроцентной достоверности. Но это все же лучше, чем ничего".
И правда, это лучше чем ничего, но хуже, чем все.