Производителям детского питания на Алтае не хватает денег и сырья

декабрь 4, 2013

Больше года в Алтайском крае действует программа развития здорового питания, в том числе и для детей разных возрастов. За пять лет на это направление планируется потратить больше 200 млн. рублей. Уже в этом году будут распределены первые гранты. Пока же местный рынок детского питания развит крайне слабо. В настоящее время в регионе лишь одно предприятие активно занимается данным направлением, остальные — по инерции. Многие алтайские компании, ранее заявлявшие свои "детские" проекты, сейчас решили от них отказаться.

Роддом.
Анна Зайкова

Внимание чиновничества всех уровней к теме детства в последнее время приобрело всеобъемлющий характер. В июле прошлого года в крае утвердили долгосрочную программу развития здорового питания. Согласно документу, к 2017 году выпуск продукции для детей должен увеличиться в разы. В июне нынешнего года уже на федеральном уровне была принята стратегия развития индустрии детских товаров до 2020 года. Предполагается, что она поможет насытить потребительский рынок страны качественными отечественными товарами для детей.

На этой волне губернатор Алтайского края сделал заявление: в регионе создается инновационный кластер, призванный объединить предприятия, выпускающие детскую продукцию. В его авангарде — местные пищевики. "Детское питание — это высший технологический уровень в пищевой промышленности. Это космос в данной отрасли", — подчеркнул глава региона.

Надо признать, что освоение "космоса" в Алтайском крае пока идет сложно. По сути, в крае работает одно предприятие, непосредственно занимающееся детским питанием, — барнаульский "Модест". Другие молочные предприятия краевой столицы не торопятся "впадать в детство". Антонида Устинова, директор "Модеста", уверяет: вряд ли в ближайшее время что-то изменится. Рынок детского питания на молочной основе специфичен. Для открытия производства необходимы специальные линии, отдельные помещения для приемки, первичной обработки молока, хранения готовой продукции.

Антонида Устинова,
директор "Модеста":

Заводы, ориентированные на выпуск традиционной молочной продукции, просто не готовы вкладывать средства в подобные производства.

В мясной отрасли края выпуском детской продукции занимаются несколько предприятий. Год назад каменский мясокомбинат "Восход" наладил производство сосисок и сарделек для малышей. Объем — до 200 килограммов продукции в сутки. Увеличивать его предприятие пока не намерено.

Бийское предприятие "Пятачок" выпускает продукцию для детей уже восемь лет. Сейчас детский сегмент занимает всего 3% в общем объеме производства завода. Наталья Самойлова, генеральный директор "Пятачка", об его увеличении даже не помышляет. Хотя возможности для этого есть. Российские научные институты разработали множество рецептур мясной продукции для детей. Как говорится, бери и запускай в производство.

Наталья Самойлова,
генеральный директор "Пятачка":

Местные покупатели попросту не готовы приобретать подобную продукцию. И дело даже не в дороговизне детских колбас и сосисок. По сравнению со взрослыми аналогами они стоят всего на 10% больше. Отпугивает покупателей сам вкус. Колбасы и сосиски для детей производятся практически без добавления соли и специй.

Ссылается Самойлова и еще на одну проблему. По ее словам, работать со школами и детсадами алтайским предприятиям становится все сложнее. Загнанные в рамки аукционов социальные учреждения вынуждены заключать договоры с поставщиками, предложившими самую низкую цену. Самойлова уверяет: качественная мясная продукция для детей дешевой априори быть не может. "Делать ее из второсортного сырья просто грех. Я лично его на душу не возьму", — признается предпринимательница.

Нет молока и денег

Увеличить производство детского питания в Алтайском крае местные власти планировали за счет нескольких амбициозных проектов. Один из них должна была реализовать компания "Алтайская крупа" из Советского района. Планировалось, что предприятие к 2015 году запустит завод по выпуску детского питания на молочной зерновой и зерновой основах. Объем производства оценивался в 5 тыс. тонн в год. Однако этим планам, судя по всему, не суждено исполниться. По словам Геннадия Ильичева, заместителя директора компании "Алтайская крупа", реализацию проекта пришлось приостановить из-за отсутствия в крае сухого молока надлежащего качества. Завозить сырье из Германии, как это делают "мастодонты" рынка, такие как Nestle, "Алтайской крупе" не под силу. Слишком велики затраты. "Выпуск детского питания только на безмолочной основе мы сочли нецелесо­образным", — сообщил Ильичев.

Планировалось, что в 2013 году крестьянское хозяйство "Флора" в Бийском районе начнет организацию нового производства детского питания на плодоовощной основе. Завершиться работы должны были через три года. Сейчас не только этот проект, но и деятельность всего предприятия под большим вопросом. В настоящий момент "Флора" испытывает финансовые трудности, по этой причине пришлось приостановить выпуск натуральных соков. Это одно из основных направлений деятельности крестьянского хозяйства. "Ни о каком детском питании в сложившейся ситуации мы не думаем", — сообщила Нина Белова, заместитель генерального директора "Флоры".

Научно-исследовательский институт садоводства им. Лисавенко также долго время рассматривался как потенциальная площадка для производства детского питания. Дело в том, что НИИ имеет собственный цех переработки плодово-ягодных культур. Однако, как стало известно "ВД", уже три года никакая продукция здесь не выпускается. Владимир Усенко, директор института, объясняет, что вся проблема в котельной. "После того как мы передали ее на баланс города и в котельной была проведена реконструкция, она больше не производит пар. А без него выпускать соки в стерилизованной таре просто невозможно", — сообщил Владимир Усенко.

Он рассказывает, что в былые годы НИИ выпускал 1,5 млн. условных банок натурального сока в год. Возможность для возобновления производства продукции, в том числе и для детей, есть. Нужен только инвестор. По оценке Усенко, для того чтобы полностью заменить производственную линию, требуется порядка 100 млн. рублей. Государство такие средства институту не выделяет. "У нас имеются два потенциальных инвестора, готовые вложить деньги. Но им нужны гарантии. В связи с тем, что сейчас идет реорганизация научных институтов, дать их мы не можем", — рассказал Владимир Усенко.

Единственным локомотивом местного рынка детского питания в ближайшие годы может стать лишь "Модест". Само предприятие было открыто в далеком 1992 году и долгое время не реконструировалось. Своего часа оно дождалось только в 2010 году. Сейчас на производстве заменена основная линия по выпуску детского питания. Запуск еще одной новой линии планируется в январе 2014 года. По словам Антониды Устиновой, это позволит увеличить объем выпускаемой продукции с 3 тыс. бутылок в час до 6 тыс. штук.

Что касается рынков сбыта, то, по словам директора "Модеста", они обширны. Сейчас предприятие поставляет продукцию во многие районы края, а также в Новосибирск и Бердск. Есть запросы из Кемеровской области и Красноярского края, но удовлетворить их завод пока не может.

Тот факт, что молочное детское питание достаточно востребовано, привлекло внимание еще одного предприятия. Как сообщил Петр Боос, генеральный директор компания "Брюкке" из Немецкого на­ционального района, есть вероятность, что завод займется выпуском йогуртов и стерилизованного молочка для детей. Каковы могут быть инвестиции и объемы нового производства, Боос не сообщил, пояснив лишь, что рынок детского питания ему надо изучить с немецкой педантичностью.

Опрос в тему. А вам интересно детское питание?

Александр Бедарев,
генеральный директор агропромышленной компании "Мельник":

Нет, не интересно. На сегодняшний день задача компании удержаться на традиционных для нас рынках муки, круп и макаронных изделий. Варианты открытия производства детского питания на зерновой или молочной зерновой основе мы не рассматриваем.

Юрий Юрьев,
генеральный директор КХ "Роса" (Шипуновский район):

В российском законодательстве есть определенные трудности в легализации подобного производства. Для его открытия требуются отдельные производственные линии, склады для хранения исходного сырья и готовой продукции. Все это требует серьезных капиталовложений. Спрос на детское питание в Алтайском крае не настолько высок, чтобы мы этим занимались.

Сергей Кошмак,
индивидуальный предприниматель (Рубцовский район):

Мы работаем с комбинатами детского питания, поставляем им фарш, пельмени, вареники. Но заниматься конкретно детским питанием не планируем. Думаю, что колбасы и сосиски для детей просто будут не востребованы.

Рынок в цифрах

Цифра

На 16,5 % производство молока и молочных продуктов для детей удовлетворяет спрос.