декабрь 9, 2013
Владимир Овчинников
Олег Богданов
Путешественник А. Камерзанов систематизировал дорожные нравы (в списке достижений автора – поездка на внедорожнике из Новосибирска в Малайзию). Итак, в Азии, как правило, ездят вопреки правилам, там запросто выезжают на встречную полосу, проскакивают на красный, не переключают дальний свет, идут на опасные обгоны – особенно длинномеры и автобусы. Но водители редко вступают в конфликты, уступают друг другу, ибо если этого не делать, то движение застопорится.
В Европе, по наблюдениям г-на Камерзанова, царит порядок, водители вежливы и аккуратны. В то же время они умеют ездить достаточно быстро, особенно в Германии и Италии.
Далее автопутешественник дает характеристику водителям США. В этой стране стиль езды сформировался во времена освоения колоссальных пустых пространств, когда нужно было без сюрпризов, медленно
и верно добраться на повозках до пункта назначения. И сейчас езда там неторопливая, по правилам, без спешки. Все вежливы, пропускают друг друга, иногда даже слишком вежливы и нерасторопны.
В России рискуют, как в Азии, а носятся – как на автобанах. И с вежливостью нелады – таково мнение моих знакомых. Так же думают и эксперты (их свидетельства легко отыскать в Интернете). Кому лень возиться с поиском, посмотрите материалы "Дорожных войн" – сами будете как эксперт.
За примерами хамского поведения партнеров по движению далеко ходить не надо, поверьте. Но, по ощущениям, набирает силу иная тенденция – растет число тех, кто готов помочь на дороге. Пропустят, притормозят, моргнут "аварийкой"…
Похоже, благодарность за любезность путем кратковременного включения аварийной сигнализации – сугубо наше изобретение. По крайней мере, я с таким способом коммуникации не встречался нигде за рубежом. Этим языком в России стали активно пользоваться, когда в стране царил кризис – года четыре назад. Значит, скоро первая круглая дата – 5 лет.
В контексте рассуждений о стихийной вежливости обопрусь на рассказ еще одного путешественника, побывавшего в Австралии. В этой стране действует негласное правило,
"овеществляющее" этическую категорию: когда работодатель выбирает, кого из двух человек продвигать по карьерной лестнице – прекрасного специалиста, но имеющего проблемы в общении,
либо нормального работника, но умеющего поддерживать в коллективе дружелюбную атмосферу, то выбор будет не в пользу суперспециалиста. Да-да, повышение получит не лучший, а тот, с кем приятно
работать. Подозреваю, что этот закон благополучных стран рано или поздно начнет укореняться и на наших просторах.
…Перед Новым годом смягчаются нравы. Надеюсь, многие в эти дни не откажут себе, своим друзьям, встречным и попутным в необременительном даре – атмосфере уважения. Дадим возможность
мигнуть автомобильными фонарями друг другу в знак благодарности за вежливость!