декабрь 6, 2013
С 2014 года застройщики смогут брать авансом деньги будущих жильцов, заключая с ними договоры долевого строительства, только если представят поручительство банка на всю сумму привлеченных средств и застрахуют свою ответственность перед дольщиками.
Такие поправки в Федеральный закон о долевом строительстве уже приняты, и они должны лучше защищать будущих новоселов от недобросовестных строителей. Ведь "в случае чего" люди, заплатившие за будущее жилье, смогут за счет такой страховки полностью вернуть потраченные деньги, пишет "Купи-продай" со ссылкой на "РГ".
Но одно дело – "добрые намерения", прописанные в закон. И другое – разнообразные подзаконные акты, инструкции, правила, которые обеспечивают исполнение этих намерений. В случае с долевым строительством речь идет о правилах такого страхования, которые должны детально прописать, на каких условиях и каким образом люди смогут получить свои деньги назад. Такие правила подготовил Всероссийский союз страховщиков. Сейчас они проходят экспертизу в Центробанке, который должен сделать вывод, могут ли эти правила стать типовыми. При этом эксперты говорят: страховщики написали правила, по которым им предстоит выплачивать деньги так, чтобы обезопасить не столько дольщиков, сколько себя.
Что именно вызывает вопросы и сомнения у экспертов? Самая "скользкая" часть документа – это перечень оснований, по которым пострадавшему гражданину страховая компания может отказать в выплате. Мало того что перечень большой, он вообще "незакрытый": как хочешь, так и толкуй. Это означает неизбежные столкновения интересов. Дольщикам, прежде чем получить свои деньги, придется изрядно поупражняться в судах.
Скажем, не признается страховым случаем событие, если стройкомпания необоснованно завысила смету строительства и потому не сумела дом достроить. При этом критерий, по которому можно было бы определить, какие расходы были обоснованными, а какие – нет, в документе не определен. По правилам, признать случай страховым может помешать наличие "иных событий, предусмотренных договором страхования". Такая туманная формулировка – по сути карт-бланш для страховщика, который может вписать в договор множество ограничений и исключений. Таких "ловушек" в тексте предостаточно: госорганы остановили стройку; среди рабочих на площадке оказались люди с эпилепсией – страховка не полагается; застройщик имел сомнительную репутацию (в правилах это обтекаемо описывается как привлечение денег на строительство "лицом, не имеющим на это права") – можно не платить и т. д.
Довольно частый случай, когда строительство затягивается. В правилах в этом случае стройкомпания должна продлить сроки действия договоров с покупателями жилья и просто известить об этом страховщика. Но Гражданский кодекс предусматривает, что заключение договоров – это процесс двусторонний. Если в описанной ситуации наступит страховой случай (застройщик обанкротится), страховая компания сможет легко отказаться от выплат на основании того, что ее не спрашивали, когда продлевали договоры долевого участия, а значит, для нее они недействительны. Еще один нонсенс: нужные для выплаты документы страховщику предоставляет застройщик, хотя защищаются интересы дольщиков. Ну и где пострадавшие граждане будут искать руководство своих обанкротившихся компаний?
В свою очередь депутат Госдумы Александр Хинштейн, который много лет занимается проблемами дольщиков, сообщил "Российской газете", что он встречался с первым зампредом Центробанка Сергеем Швецовым. "Договорились о доработке правил, принципиально – не допустить ни единой лазейки, чтобы люди не ходили бы потом по судам", – сказал депутат.